Курянин в гостях у племени каннибалов
Оказаться у подножия самого грозного вулкана планеты Кракатау, встретиться с драконами и дьяволами, переночевать в кронах деревьев и оказаться на острове в племени, где до сих пор встречается каннибализм... Этого хватит, чтобы создать серию документальных фильмов. А для курянина Дмитрия Грызлова такое в порядке вещей. Девять лет назад он круто изменил свою жизнь, уехав во Вьетнам и отрыв там школу дайвинга. «Рядом Камбоджа, Лаос, чуть дальше – Индонезия, Папуа-Новая Гвинея, – замечает Дмитрий. – Как не познакомить соотечественников с экзотикой? Так я начал собирать группы для этнографических экспедиций» (продолжение).
Почему поседела собака
В Курск Дмитрий Грызлов вернулся на пару недель. «Несколько лет здесь не был, – говорит он. – К тому же во Вьетнаме начался сезон дождей. В общем, приехал «перезарядить батарейки».
Он живет в курортном вьетнамском городе Ня Чанг. «Когда я только туда приехал, российских туристов практически не было, – замечает Дмитрий. – Сейчас же около 80% отдыхающих – русские. Большинство приезжает понежиться на берегу Южно-Китайского моря. Но, к счастью, есть отчаянные путешественники, которые желают увидеть совершенно иной мир – непроходимые джунгли и вулкан Кракатау, познакомиться с людьми, до сих пор живущими в каменном веке... Во время одного из недавних туров объездили Лаос с севера на юга. 25 дней сплавлялись на лодках, жили в тропическом лесу, ночевали в кронах деревьев, проехали тропами Хо Ши Мина, где вдоль дорог разбросана военная техника со времен второй индо-китайской войны».
В джунглях, чтобы добраться до места ночевки, туристам пришлось освоить зиплайнинг – экстремальный перелет по длинному стальному канату от одного пункта к другому на большой высоте. Как правило, трос соединяет между собой деревья, скалы. «Обычно мы летали на высоте с километр на расстояния около 500 метров, – поясняет Грызлов. – В итоге буквально влетаешь в дом на дереве, где предстоит провести ночь. В таких жилищах с точки зрения бытовых удобств все очень скромно: четыре кровати и санузел. Но какой вид! Лес, скалы, водопады и на расстоянии 50–100 километров – ни души!»
– Страшно лететь на тросе?
– Первый отрезок пути орут все, – смеется Грызлов. – А потом ничего, привыкаешь, и остается один восторг и адреналин. Я в Лаос взял с собой Скуби – маленькую собачку. Она сидела у меня в рюкзаке мордой вперед. Так после перелетов у нее появились седые волосы.
Оказавшись на острове Новая Гвинея, путешественники посетили невероятно интересное и малоизученное место – долину Балием, которая территориально относится к Индонезии. «Впервые я оказался там в 2011 году, – замечает курянин. – Тогда-то я и познакомился с Яли – вождем племени Дани, живущего здесь, вдали от цивилизации. Эти люди по-прежнему используют каменные топоры, а вместо одежды красят тело глиной, мелом. Некоторые племена находятся на грани вымирания: средний возраст жизни – 40–50 лет. Во время первого посещения деревень в долине Балием мы привезли большое количество антибиотиков против малярии, которая попала сюда вместе с благами цивилизации только в середине XX века. Это стало большой проблемой для людей, живущих в здешней заболоченной местности. А детям вручили нашу традиционную русскую матрешку. На одном из членов нашей экспедиции была футболка с портретом Юрия Гагарина. Когда мы объяснили вождю, кто этот человек и почему он в скафандре, вождь многозначительно поднял палец в небо и произнес: «Мана-мана»... Мы, вспомнив номер театра клоунады «Лицедеев», не удержались и подхватили: «Тыц-тыц, ты-ры-ры». Наверное, со стороны это покажется полным абсурдом, но и нам, и папуасам было смешно».
Главная валюта – свиньи
То, что в долине Балием живут люди, обнаружили совершенно неожиданно. В 1938 году зоолог Ричард Арчбольд, пролетая над ней на самолете, разглядел огороды и людей. Ранее считалось, что долина не заселена. В то время остров являлся колонией Голландии, в 1957 году здесь начали строить большой аэропорт, чтобы доставлять гуманитарные грузы и стройматериалы. «Жизнь папуасов поменялась, – замечает Дмитрий. – Причем не в лучшую сторону. Как уже сказано, сюда завезли малярию. Более того, идет национально-освободительная война – целое движение против индонезийской власти. Дело в том, что на острове Новая Гвинея находится самый крупный в мире медный рудник, которым владеет американская компания. Вот папуасы с копьями и колами пытаются бороться за свои права. Года два назад повстанцы, например, сожгли аэропорт. И сейчас функцию зала прилета, стоек регистрации выполняет обычная армейская палатка. Там же получаешь багаж».
Чтобы посетить долину Балием, приходится пройти массу согласований. «Разрешение выдает полиция, – продолжает курянин. – Судя по тому, насколько всё строго, велика вероятность провокаций со стороны племен, участвующих в национально-освободительной войне. Например, могут взять в заложники. Но пока ничего подобного не случалось. Наоборот, папуасы рады гостям, которые никогда не приезжают с пустыми руками. А главным и самым желанным подарком у народа Дани является свинья. Здесь это не только главная валюта, но и одна из причин стычек, даже войн между племенами и соседними деревнями. Чем больше отрезанных свиных хвостов и ушей находится в распоряжении человека, тем выше его социальный статус. Для поиска подходящего подарка отправились на специальный рынок. Цены просто заоблачные! 15-килограммовый поросенок обошелся нам в 300 долларов! Но чего не сделаешь ради визита в каменный век».
Папуасы прекрасно знают, что нужно туристам. Поэтому, увидев приближающуюся группу, начинают разыгрывать целое представление. «Дозорный на вышке криком предупреждает деревенских о нашем приближении, – описывает ритуал Дмитрий. – Из кустов появляются вооруженные копьями, луками и каменными топорами папуасы, голосящие на разные лады. Невольно застынешь на месте от происходящего. А голые люди тем временем демонстрируют условную битву, которая не редкость и в реалиях наших дней. Причин конфликтов немало: воюют из-за женщин и земель, из-за подозрений в колдовстве. Битвы могут закончиться и гибелью нескольких воинов, и даже уничтожением целой деревни».
– То есть там до сих пор есть колдуны?
– Естественно! А кого же винить в болезнях и падеже скота? Конечно, колдуна из соседней деревни! Значит, его надо вычислить, убить и, вполне возможно, съесть. Некогда здесь каннибализм был распространен повсеместно. Убить врага, а после этого съесть его тело до сих пор считается в сознании папуаса нормальным делом – в абсолютной гармонии с его мировосприятием. Просто это не афишируется. Но вернемся к вождю. Подойдя к нашей группе, Яли с улыбкой стал произносить одно из главных словосочетаний в языке Дани, обозначающее степень их удовлетворения, радости, и доброжелательности: «Ва-ва-ва! Ва-ва-ва!» После приветствия нас пригласили в саму деревню, которая представляет собой большой двор с несколькими хижинами, окруженный частоколом. Мы вручили подарок – свинью. Яли пустил четыре стрелы по сторонам света, после чего точным попаданием в сердце убил поросенка. Его сыновья отрезали уши и хвост и тут же передали тушу вождю. Женщины принялись готовить обед. В яму уложили раскаленные камни, укрыли их банановыми листьями и разными травами, а разделанную свинку уложили сверху, вновь присыпав травой. Тем временем вождь сообщил, что у мумии великого воина, которая по верованиям племени Дани защищает деревню от врагов, неожиданно побелела кожа. И это дурной знак. Мы, кстати, видели эту мумию. Папуасы вынесли ее погреться на солнышко. Зрелище не из приятных. До сих пор здешние старики перед смертью принимают определенную позу – сидя на корточках. Христианская традиция хоронить людей постепенно сюда проникает, но в большинстве случаев папуасы относят умерших подальше к скалам, подножие которых усеяно черепами».
Зачем папуасы отрубают себе пальцы
– Наверное, люди, привыкшие к комфорту, увидев эту деревню, испытывают шок?..
– Скажем так, увиденное их впечатляет! Как правило, говорят: «Дальше некуда! Если хочешь увидеть обратную сторону цивилизации – это сюда». На самом деле они ошибаются – в шести днях пути от этого племени есть другая народность, которая до сих пор вьет себе гнезда в кронах деревьев, там и живут.
Когда угощение было готово, женщины разобрали печь, достав большие банановые листья с завернутым в них мясом. Все это отнесли к отдельному мужскому столу. Сами же папуаски довольствовались лишь печеной травой, пропитавшейся мясным соком. «У них патриархат, – поясняет Грызлов. – Женщины бесправны. Однако вождь все-таки отрезал несколько кусков мяса и приказал отнести к их столу. За обедом мы обратили внимание на то, что у многих жителей деревни отсутствуют фаланги пальцев на руках. Оказалось, это старая традиция, которую до сих пор поддерживают. Фаланги пальцев отрубают в знак скорби и печали по умершему родственнику. А так как смертность тут довольно высока, то у некоторых далеко не все пальцы остаются целыми».
Одежды папуасы, живущие в долине, не признают. Женщины носят набедренные повязки, сделанные из волокон орхидеи и украшенные соломой. У мужчин традиционной одеждой считается котека – своеобразный футляр на причинном месте. Обычно его делают из плода высушенной тыквы-калебаса, но могут использоваться плоды и других растений. Именно котека является показателем статуса мужчины в племени – чем длиннее футляр, тем он солиднее. Можно провести аналогию с нашей страной, где, например, огромный автомобиль также является своего рода показателем успешности и богатства.
В начале 1970-х годов правительство Индонезии потратило огромные деньги, пытаясь убедить папуасов носить шорты и рубашки. Но операция провалилась: грязная одежда стала вызывать кожные заболевания. В итоге мужчины использовали шорты в качестве головного убора, а женщины платья – в качестве мешков для переноски груза. «В некоторых районах одежда все-таки прижилась. Носят ее в крупных населенных пунктах и, в основном, молодое поколение папуасов, – поясняет Дмитрий. – Можно встретить человека с раскрашенным глиной лицом и в майке с надписью: «Христос любит Папуа» – это подарки от европейских миссионеров».
Поведать обо всех путешествиях курянина по экзотическим местам нашей планеты в одной статье невозможно. В следующий раз мы расскажем о визите Дмитрия на самый грозный вулкан планеты Кракатау, о жизни среди орангутанов, о встрече с морскими дьяволами и гигантскими варанами, которых еще называют динозаврами или драконами.
Записала Марина ВЕБЕР, фото из личного архива Дмитрия Грызлова
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 45 (1047) от 4 ноября 2014 года
ООО «ФСК» ОП Газовая служба «Курск» объявляет ноябрь месяцем пожилого человека
Больничный выдается во всех случаях ухода за больным ребенком