Курск, которого нет: смелые архитектурные проекты, оставшиеся на бумаге
Сегодняшний Курск с его достопримечательностями и зданиями воспринимается нами привычно. Представить, что на центральных улицах стоят совсем другие здания, кажется фантастикой. Однако послевоенный Курск мог бы выглядеть иначе.
«Небоскреб» у Дома Советов
Первомайский парк – многострадальное место Курска. Его и парком в широком смысле этого слова не назвать: так, зеленый клочок земли, на котором разместили несколько аттракционов. По периметру же – стихийные свалки «островками». Может быть, такому объекту и не место в самом центре города?
Как пишет курский краевед Виктор Крюков, в 1930-е годы местные власти рассматривали варианты застройки Первомайского, однако Великая Отечественная война помешала планам. Когда же в 1945 году начали строить электроаппаратный завод, возник вопрос о санитарной зоне между Домом Советов и новым промышленным объектом. И этой самой зоной стал Первомайский парк.
Если же посмотреть генплан развития Курска от 1947 года, то через нынешний парк должна была проходить автодорога. Далее развязка с выходом на улицы Ленина и Максима Горького. Задумку не реализовали.
Как отмечает Крюков, в 60-е годы архитектор Марк Теплицкий разработал проект 12-этажного здания, его могли построить на месте Первомайского парка «для нужд Дома Советов». По курским меркам того времени – считай, небоскреб. К объекту хотели проложить сеть подъездных путей. По мнению краеведа, здание не возвели из-за высотности: в то время Курск был городом «хрущевок», строителей тогда пугало даже возведение девятиэтажек, а тут сразу 12 этажей!
Коттедж – лучшее жилье для горожан?
К слову: отдельные архитекторы видели послевоенный Курск «одноэтажным». «Старый проект планировки предусматривал застройку Курска, включая даже окраинные слободы – Казацкую и Стрелецкую, громоздкими 5–6-этажными домами, – писал архитектор Хауке. – Понятно, что в городе со сравнительно небольшим населением, где нет крупных промышленных предприятий, это не только не вызывается необходимостью, но и создает массу неудобств для жителей».
По мнению архитектора, лучшим на тот момент вариантом жилья для курян могли стать коттеджи в один-два этажа: «Курск будет в основном городом двухэтажных домов, за исключением немногих главных магистралей – улиц Ленина, Дзержинского, Интернациональной – с 3–4-этажной капитальной каменной застройкой».
Однако смелая идея не пошла в массы. В 1957 году Курск получил новый генеральный план, где двухэтажному жилищному строительству отвели чуть ли не последнее место. Как пишет архитектор Вадим Кремлёв, теперь, наоборот, предусматривался зна-чительный рост промышленности и увеличение населения города до 350 тысяч человек, а это значит, что нужно было обеспечить их жильем в короткие сроки. Как итог – увеличивался процент многоэтажного строительства. Основное направление – формирование главных промышленных узлов Курска и вывод отдельных вредных производств из районов жилой застройки. Значительное внимание теперь уделяли инженерному обеспечению города и транспортным связям. Курск же «красивый», с его визитными карточками типа зданий Дома Советов, Дома книги, гостиницы «Центральной», Главпочтамта, ЦУМа, будет в 70–80-е годы дополнен драмтеатром, Домом знаний, гостиницей «Курск» (изначальное название – «Турист»).
Окончательно идею массового «одноэтажного» Курска отклонили к концу 1960-х, утвердив новый генплан. Теперь это город, в котором в будущем будут проживать до 450 тысяч человек. Ставка делается на «более четкое членение на укрупненные жилые районы, повышается этажность». Исторический же центр города с его немногочисленными довоенными зданиями ожидает преображение: на месте ветхих малоэтажных строений западной стороны улицы Ленина строят «ряд точечных и протяженных девятиэтажных домов с магазинами в первых этажах». Эти же дома появляются и на площади Перекальского.
Реки, которые протекают через Курск и разделяют отдельные районы, более активно используют для организации зон отдыха и спорта. Те немногочисленные островки досуга на природе, которые сейчас можно посетить в городских округах, возникли не просто так. Все для рабочего класса. Да и просто чтобы город не походил на один сплошной многоэтажный район
18-метровую «Родину-мать» куряне так и не увидели
Курск, в новейшей истории ставший Городом воинской славы, известен всему миру, а Курская битва – одно из решающий сражений Великой Отечественной войны. Увековечить память о великой победе на Огненной дуге стало делом принципа для послевоенных властей Курска. Планы были грандиозные. Реализуй их – и отдельные места областного центра выглядели бы иначе.
Как писал краевед, историк Владимир Степанов, в начале 1950-х годов при реконструкции бывшего Знаменского собора под кинотеатр «Октябрь» поступило предложение использовать подкупольный барабан для устройства в нем панорамы битвы на Курской дуге. Также планировалось в сквере у здания тогдашнего драмтеатра (сегодня – областная филармония) зажечь Вечный огонь.
Власти привлекло место и неподалеку от учебного корпуса сельскохозяйственного института (нынешняя СХА): на самой возвышенной части Курска, у федеральной трассы «Москва – Симферополь», хотели соорудить монументальный памятник в честь героев Курской битвы, а рядом с ним разбить парк на нескольких гектарах.
«Еще в конце 1950-х годов стал вынашивать замысел увековечить подвиг советских людей на Курской дуге выдающийся скульптор Евгений Викторович Вучетич, создатель монументальных памятников-ансамблей в Берлине и Волгограде, – писал краевед Степанов. – Скульптор почти 15 лет работал над памятником героям сражений на Огненной дуге, где каждая деталь стала плодом философских раздумий, размышлений участника Великой Отечественной войны над свершившейся битвой».
В 1973-м прошел конкурс, в нем победил проект Вучетича. Через два года вблизи сельхозинститута началось строительство. Степанов отмечает: под опорную площадку были забиты не менее двух тысяч мощных бетонных свай, однако смерть скульптора помешала дальнейшему строительству: без идейного вдохновителя творческая группа не смогла устранить ряд недочетов. Как итог – Минкультуры поручило разработку нового проекта коллективу московских скульпторов, архитекторов и художников. Руководил группой народный художник СССР Павел Бондаренко.
Замысел был грандиозный. Памятное место начиналось с вводной площадки, на ней размещались девять бюстов военачальников. Неподалеку планировали установить 18-метровую гранитную скульптуру «Родина-мать». От входа шла длинная аллея к главной части мемориала: она представляла собой два трехступенчатых пилона, увенчанных звездой. Пилоны были бы наклонены к земле: получалась своеобразная триумфальная арка. Под ней хотели установить центральную скульптуру монумента «Бессмертие подвига»: советский солдат погибает от взрывной волны вражеского снаряда.
В конце 1980-х работы на месте будущего мемориала возобновились, однако ненадолго: перестройка, ощущение кризиса, нехватка средств поставили крест на памятном месте. Уже возведенные металлические конструкции были демонтированы, проект отложили
Вместо музея в центре города – Триумфальная арка на выезде
Следующая попытка увековечить память погибших на Огненной дуге была уже в «лихие» 90-е. К 50-летию Победы в Курской битве архитектор Марк Теплицкий предложил возвести музей-сферораму «Курская битва». Правительство РФ оценило задумку и приняло решение о строительстве в областном центре музейного комплекса. В него бы вошли музей, посвященный Огненной дуге, а также краеведческий. Двухэтажный объект хотели разместить на улице Ленина, неподалеку от драмтеатра. Новое здание хорошо вписалось бы уже к тем, что были в районе Театральной площади (театр, гостиница «Курск», Дом знаний, спортивный комлекс «Динамо»). Работу над проектом поручили творческой мастерской Теплицкого.
«Будущее здание музейного комплекса виделось Г-образной формы и имело два главных фасада, – писал краевед Степанов. – Первый, принадлежавший музею-сферораме «Курская битва», должен был протянуться по улице Ленина, а фасад областного краеведческого музея, украшенный пятью рельефами, – глядеть на север, выходя на Театральную площадь и формируя ее».
Архитектор Теплицкий разработал первый вариант проекта, особенностью которого стал купол, стилизованный под солдатскую каску. Он нависал над центральным входом в музей-сферораму. В дальнейшем от этого варианта отказались. Во внутренних помещениях здания отводились места под фондохранилище, киноконцертный зал, буфет, лаборатории, мастерские, административные и рабочие кабинеты. Особое внимание уделяли огромному панорамному залу «с живописным изображением сражения на Курской дуге», – сообщал Владимир Степанов.
Правительство выделило средства, они покрыли технико-экономическое обоснование проекта. Позже материалы прошли вневедомственную экспертизу, проект вошел в госпрограмму. В августе 1995-го на пустыре у здания гостиницы «Курск» открыли памятный знак: там и собирались строить музейный комплекс. Увы, но денег на возведение здания не нашлось. Позже вовсе решили отказаться от проекта, приняв решение о строительстве памятного комплекса на северном въезде Курска. Через несколько лет на том месте появились всем известная Триумфальная арка и ряд других объектов, посвященных Великой Отечественной войне. Но это уже другая история
(продолжение следует)
Чтобы всегда быть в курсе событий, подписывайтесь на новости Друг для друга Курск Онлайн в Яндекс.Дзен
Вступайте в наши группы в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, подписывайтесь на канал ДДД Курск в Yutube. С нами события ярче!
Подготовил Александр ДЕМЧЕНКО
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 11 (1326) от 17 марта 2020 года
Леонид Каневский поведал на НТВ про самую кровавую банду Курска
Ничейная весна «Авангарда». После зимнего перерыва куряне поделили очки с «Торпедо» и «Чайкой»
Александр Шестаков: «Качество медицины не должно зависеть от того, частная она или государственная»