Как курские крестьяне отмечали праздники до революции
Шумные праздники в курской деревне образца XIX – начала XX веков были редким явлением. Если не брать в расчет «личное»: свадьбы, крестины, похороны и т. п., то наши предки устраивали массовые гуляния только по значимым поводам. В основном все сводилось к церковным датам и завершению работ в полях. Как развлекались куряне более ста лет назад, во что одевались к торжеству, что ели и пили за праздничным столом – в материале «ДДД».
Запрет на работу «до обеда»
В дореволюционной России на год приходилось до 110 нерабочих и праздничных дней. Это время, когда крестьяне могли «выпустить пар». «Через торжества, праздничное мироощущение шло приобщение к образу жизни предков, – пишет доктор исторических наук Зинара Мухина. – Понятие праздника в крестьянской среде было неразрывно связано с понятием нерабочего дня, сами праздники были приурочены к аграрному календарю. Праздность была освящена традицией, оправдана общественным мнением».
Но торжество торжеству рознь. Одни праздники несли строгость и сдержанность, другие были полны шума, выпивки, нередко завершались «потасовками, драками, поножовщиной», как отмечают исследователи. Из этого сложился ряд стереотипов, которые навязывала советская печать. Дескать, в царские времена крестьяне пили и веселились в православные праздники, полностью отказываясь от работы в поле. Из книги же «Некоторые аспекты хозяйственной деятельности крестьян Курской губернии в конце XIX века » узнаем, что запрет на сельскохозяйственные работы в торжества действовал «до обеда». С другой стороны, в значимые даты и выходные дни за работу не считалось ходить в лес за грибами и ягодами, охотиться, осуществлять уход за домашней птицей и скотом.
Мухина указывает: в предпраздничные и праздничные дни распорядок дня в крестьянской семье действительно менялся, но нельзя сказать, что сельское население ленилось и предавалось утехам. Наоборот, увеличивались объемы работ в поле и по дому, нужно было завершить неоконченные дела, вымыть избу, приготовить пищу, чтобы в праздник либо в выходной день отдыхать.
Судя по исследованиям этнографов, генеральную уборку и косметический ремонт в домах курские крестьяне XIX века проводили накануне больших престольных праздников: к Пасхе, Рождеству. Кандидат исторических наук Людмила Тульцева приводит рассказ курского сельского учителя, жившего более ста лет назад: «Почти каждый крестьянин, даже бедный, перед Пасхой непременно зайдет в лавку, купит два-три куска дешевеньких обоев и несколько картин. Перед этим тщательно вымывают потолок и стены дома».
«Разгул» на святки
Среди сельского населения Курской губернии массовый характер носили народные праздники. Особое внимание – святкам и Масленице.
«Веселым праздником, устойчиво ассоциирующимся с понятием «разгул», были святки, – пишет Мухина. – Во время святок крестьяне развлекались, ходили в гости к родным и знакомым, проводили время в застольях».
В нашей губернии практиковался обычай праздничного обхода домов, устраивались катания с гор на салазках, а излюбленной игрой молодежи была «Карусель на льду» («Круговая гора»). Любили на святки рядиться, гадать. Особо нравилось это девушкам: «Ходят на перекрестки, падают на землю, слушают, в какой стороне лай собак или другой звук, и по этому заключают, в какую сторону выйдут замуж».
Сырная неделя – еще один любимый праздник наших предков. Масленица шла еще более шумно, чем святки. Многие заходили в гости к близким, друзьям, соседям. В эти дни «попойки и взаимные угощения не прекращались».
Также крестьяне отмечали Семик и Троицу. В праздники играли в уличные игры: «грачей», «барина», «орла», «мячик», «капустку» и т. п. Самым же излюбленным развлечением становилось катание на общественных качелях.
«Есть до икоты и пить до обморока»
Доктор исторических наук Виктор Бердинских подчеркивает: к празднику даже самые бедные крестьяне старались поставить на стол лучшую пищу, чтобы «есть до икоты и пить до обморока». А покушать куряне любили еще два века назад. В угощениях зимой особое внимание уделяли поросенку. В зимние престольные праздники и скоромные дни готовили щи «со свежатиной» или «отщовалом» (так в Курской губернии называли сало), блины (ржаные, пшеничные, гречневые), их подавали со сметаной, маслом, творогом. На стол ставили лучшую утварь. Так, глиняные тарелки были только в состоятельных крестьянских семьях, в них еду подавали на праздники и во время приема гостей.
Курский этнограф Алексей Машкин указывает, что в летние праздники некоторые представители сельского населения резали «баранчиков, кур и поросят». В основном мясо употребляли вареным. Из голов и ног скота делали к празднику студень. Угощали домочадцев и гостей торжества сырниками, яичницей, яичником (та же яичница, которую запекали на сковороде большим блином), пирогами, караваем. В конце посиделок подавали «разгонщика» – блюдо, после которого гости должны были встать из-за стола.
В книге «Семейный быт и повседневность крестьян Курской губернии: традиции и динамика перемен в пореформенной России» приводится следующая беседа корреспондента Соловьевой с жительницей села Шелковка Медвенской волости (орфография сохранена): «Ну уж и нагулялись! – говорила мне одна девка Акулина Агеева, побывавшая в гостях у одной бабы. – Уж так угостили што мое паштение!» – «Чем же тебя угощали?» – полюбопытствовала я. – «Подали сначала ряжаные с пиченкой («ряженый» – пирог из ржаной или пшеничной муки с начинкой), потом студинь из свижины («свинина»), с бараниной, потом творох с топленкой, баранину абжаринаю («вареное мясо ставят в печь после того, как она вытопится и мясо сверху поджарится в собственном жиру»), варенаю курятину, а пад канец прянцы, арбуз да арехи».
«За праздничным столом крестьяне пили квас, меды, пиво, брагу. Из крепких напитков употребляли водку и вино. «Издревле традиционным праздничным напитком курских селян являлся хмельной мед (меды, медовуха), но в исследуемый период он в качестве напитка употреблялся значительно реже, а квас и пиво постепенно начали уступать место промышленным винно-водочным изделиям», – отмечает историк Мухина.
Вышли на «кулачки»
Корреспонденты Этнографического бюро Центрально-Черноземных губерний сообщали, что нередко чрезмерные возлияния приводили к потасовкам. В основном конфликты происходили в кабаках, во время престольных праздников. «Зеваки с удовольствием собирались посмотреть на дерущихся, подбадривая их криками. Драки всегда кончались миром, который скреплялся совместно выпитым магарычом», – пишут этнографы.
В праздники была и альтернатива кабацким дракам: курская забава «кулачки». По сути – кулачные бои, которые, как пишет Машкин, происходили «между крестьянами двух соседственных деревень, составляющих две враждебные партии».
Газета «Курские губернские ведомости» так описывала это действие: «Кулачные бои (кулачки) устраиваются каждое воскресенье, а по большим праздникам принимают довольно крупные размеры. В качестве застрельщиков являются, конечно, мальчишки » Когда одна из сторон уступает, на помощь проигрывающим выбегают взрослые, и «начинается потеха»: «Трещат ребра и скулы, вскакивают синяки и шишки, а нередко вылетают зубы. Это дикое развлечение служит долго предметом разговоров поселян».
Спеть и станцевать
Были и более традиционные, мирные праздничные мероприятия: с песнями, танцами. Например, среди молодых людей практиковались «игрища». Любили деревенские и «водить танки»: «Молодые крестьяне, взявшись за руки, образуют шеренгу, по краям которой протягивают пояса. С песнями и пляской они идут, проходят под эти пояса и, идя таким образом, направляются к «карагоду» (хороводу), где собирается крестьянская молодежь и зрители».
В центре «карагода» стоят «парни, девки и бабы», они играют в самодельные дудочки. «Девки и молодайки, взявшись за руки, поджав губы и стараясь не шелохнуться ни одним членом, вытоптывают ногами в такт музыке, а один или несколько мужиков, подвыпив ради праздника или для храбрости, выплясывают перед ними, поводя платочком и покрикивая: «Ну – шшо, а ну-ну!» («Ну еще, ну-ка, ну-ка»). Некоторые из них пронзительно высвистывают. Чем пронзительнее свист и громче топот, тем считается лучше».
Молодые ребята старались танцевать рядом с теми барышнями, которые им нравятся. Подобные пляски могли продолжаться до полуночи.
В праздники в курских деревнях любили и петь. Так, в Обоянском уезде по большим датам собирались женские хоры. Мужчины тоже пели, но реже. «Празднишные», «свадьбишные», «маслинские» и другие песни мужики исполняли или на престольные праздники, или на свадьбах.
Исследователи отмечают, что к концу XIX века на праздниках в курской деревне особый статус имел гармонист. Именно он определял порядок развлечений, плясок. Чем не тамада?
Праздничный костюм – как знак
Торжество для жителя курской деревни было не только поводом поесть досыта, выпить, спеть и станцевать, но и возможностью пощеголять в праздничной одежде. Как пишут этнографы, такие вещи не отличались по крою от будничного одеяния, однако в их пошиве использовали более яркие цвета, элементы декора. Доктор филологических наук, фольклорист Петр Богатырев отмечал, что «будничная одежда является прежде всего вещью, праздничный же костюм – преимущественно знаком».
На Пасху, Троицу, Петров день, Спас, Покров крестьянки курских деревень надевали праздничную народную одежду: юбки, завески, сарафаны, жилетки. Весной и осенью девушки и женщины из небогатых семей предпочитали носить балахоны и свиты, тогда как представительницы богатых крестьянских домов – суконные кафтаны со сборками.
Отдельного внимания заслуживают праздничные льняные женские рубахи, которые украшали вышивкой по вороту, плечам, у края рукавов: «Рубахи курских, как в целом южнорусских крестьянок, обильно декорировались, что придавало праздничность всему женскому костюму. В основном украшались ворот, оплечья, рукава и подол. Ворот обычно украшался узкой полоской ткани или вышивкой».
Отмечено, что рукава рубах замужних женщин украшались «ярче и богаче», чем девичьих.
Праздничный сарафан – еще одна вещь из гардероба курской крестьянки XIX века. Такой наряд шили из сатина, ситца, атласа, тафты, штофа. Надевали без передника и подпоясывали широким шерстяным поясом, его завязывали спереди. Декор сарафанов отличался в Курской губернии не только по уездам, но даже по селам. Доктор философских наук Светлана Бережная пишет, что самые дорогие сарафаны с богатым декором в селах Суджанского и Обоянского уездов называли «абликатными» («хорошими»).
Если верхняя одежда была более-менее доступна, то о праздничной обуви такого не скажешь: «башмаки», лапти, «ходоки», валенки. Выбор не велик.
Крестьянские мужики одевались скромнее, без ярких цветов, но не менее элегантно. В праздничные дни крестьяне среднего достатка предпочитали льняные рубахи. Зажиточные надевали рубахи из красного ситца и так называемые александрицкие (из александрийки).
«Рубаха подпоясывалась поясом, – отмечают исследователи. – Ходить без пояса считалось зазорным. Лишить человека пояса означало обесчестить его».
К праздничным рубахам юноши и мужчины надевали узкие пояса переборного тканья или плетеные из цветной шерсти. Красный пояс, подаренный супругой, охранял от сглаза, наговора и чужих жен.
Праздничной обувью у мужчин служили сапоги «бутылками»: единственные на всю жизнь, как пишут этнографы.
Подготовил Александр ДЕМЧЕНКО
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 47 (1362) от 24 ноября 2020 года
Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров оценил курские предприятия
В 15 райцентрах Курской области установят 21 тысячу светильников
«От изнеможения текли слезы». Курские студенты рассказывают о работе в коронавирусных госпиталях
В льговском селе дети добирались в школу по мосту из покрышек
В Курске начал работу первый межрегиональный Центр управления сетями
На Михайловском ГОКе открыли уникальный дробильно-конвейерный комплекс