10-летний вундеркинд из Курска стал призером олимпиады по физике среди семиклассников
Ваня Миронов занял третье место на региональном этапе Всероссийской олимпиады по физике. 10-летний мальчик учится в 4-м классе, а его соперниками по олимпиадным задачкам стали семиклассники. Юный вундеркинд увлекся точными науками в раннем детстве. Уникальная память и природная любознательность помогают ему разбираться в загадках Вселенной. Так, число Пи школьник может назвать до 25-го знака после запятой и три раза перечитал книгу английского физика-теоретика Стивена Хокинга «Теория всего».
Отказывался смотреть мультики
Читать Ваня научился в 3–3,5 года, причем самостоятельно. Мама показала ему азбуку и рассказала, что такое буквы. Потом были образовательные видео на YouTube, где малышей учили вычленять отдельные слоги в словах. За 2–3 месяца просмотра таких роликов мальчик освоил чтение.
Каково же было удивление родителей, когда младший сын нашел в домашней библиотеке энциклопедию по астрономии, открыл толстую книгу и увлекся ее изучением. Вечером он с воодушевлением пересказывал только что прочитанные факты о строении Солнечной системы.
Именно энциклопедии, а не традиционные сказки, стали первыми и любимыми Ваниными книжками. В пять лет он случайно увидел в книжном магазине таблицу химических элементов Менделеева и захотел как можно больше узнать об этой науке. В третьем классе уже участвовал в школьных олимпиадах по химии.
У Вани две старшие сестры. Папа работает программистом, а мама ведет домашнее хозяйство и занимается с детьми. Елена Миронова вспоминает, что младший сын удивлял ее с самого раннего возраста. Например, малыш отказывался смотреть мультики.
– Обычно детей не оттащишь от экрана. А Ваня посмотрит немного и уходит, ему неинтересно. Зато когда по телевизору показывали какую-нибудь развивающую программу, он просто замирал, смотрел не отрываясь, – вспоминает Елена.
Дошкольник любил порассуждать о науке.
– Нам казалось, что он просто повторяет запомнившиеся формулировки. Но однажды он смотрел видео об устройстве рентгеновской трубки. Я спросила: «Тебе это интересно?» – «Да» – «А ты что-нибудь понимаешь?» – «Всё понимаю». Там рассказывали о видах трубок, а Ваня добавил, что есть еще два или три, и назвал их. Ему было 6 лет. И это было удивительно, потому что маленький ребенок разбирался в таких серьёзных вещах!
С тех пор такие ситуации повторялись регулярно. Недавно Ваня попросил маму почитать ему об английском физике Максвелле. Елена открыла Википедию и вначале быстро пробежала глазами по тексту. «Кватернион», – споткнулась она на незнакомом слове. Оказалось, нечаянно произнесла его вслух. «А, кватернионы – я знаю, что это такое! – обрадовался мальчик. – Смотри: есть ось действительных чисел, ее разделяет плоскость мнимых чисел, а потом ввели векторное пространство кватернионов».
– Конечно, это было очень сложно, и тогда Ваня принялся объяснять подробнее. После этого я открыла статью в интернете, но оказалось, что его рассказ был намного доступнее для понимания, чем в Википедии, – признается женщина.
«У ребенка должно быть детство»
На занятиях подготовки к школе преподавателей Ваня не перебивал и внимание на себя не перетягивал, поэтому не казалось, что его уровень знаний кардинально отличается от ровесников. Но дома любимыми видео были образовательные каналы: «Химия просто», «Физика от Побединского» и так далее.
Родителям советовали отдать сына сразу в пятый класс, но они сразу отвергли эту идею.
– Во-первых, он увлекается точными науками, а вот русский язык, литература – на уровне одноклассников. Во-вторых, мы были убеждены, что ребенок должен общаться со сверстниками. Да и нагрузка в старших классах очень серьезная, а у ребенка должно быть детство, – говорит Елена.
– Дочки учатся в 25-й гимназии, я сама ее окончила, потому мы хотели, чтобы Ваня учился именно там. Причем мечтали попасть к учительнице, которая как раз выпускала класс средней дочери. Но к ней все родители будущих первоклассников хотели, и мы знали, что решающими окажутся баллы, которые ребенок наберет на тестировании у психолога, – продолжает курянка. – Мы проходили это с двумя старшими дочерьми, и я понимала, какие примерно будут вопросы: назови пять домашних животных, пять овощей и пять фруктов и так далее. Конечно, Ваня когда-то это проходил, но знания, которыми активно не пользуешься, стираются из памяти.
Для того чтобы освежить информацию, мама включала сыну образовательные видео для дошкольников. А он откровенно скучал. «Мам, я все посмотрел. Ну можно, наконец, физику включить?» – упрашивал мальчик.
Результат олимпиады не засчитали из-за нестандартного решения
– В классе у меня практически нет конфликтов, зато есть пять друзей, – очень серьезно рассказывает Ваня. Услышав новый вопрос, он всякий раз на несколько секунд задумывается. Мысленно формулирует наиболее емкий ответ. А еще немного стесняется, как и любой ребенок его возраста.
При этом ему не терпится поделиться с нами какой-нибудь полезной информацией. Пока мы разговариваем с мамой, он сосредоточенно смотрит на стол, где только что стоял стакан с водой и остался мокрый круг.
– Вот еще один пример применения законов физики в реальной жизни, – наконец не выдерживает мальчик. – Чем тоньше слой воды, тем быстрее она испаряется.
Во время уроков у него на столе две тетрадки. В одной – то, что надо записать по программе, а во второй – свои расчеты и задачки. Но из школы он далеко не всегда приносит пятерки. Нередко хватает четверки по русскому языку и литературе.
– Две двойки было, – почти шепотом признается Ваня, но при этом лукаво мне улыбается. – За плохой почерк.
В первом классе Ваня принял участие в олимпиаде по математике за четвертый класс и занял второе место. Умножать он тогда не умел, просто складывал цифры в уме необходимое количество раз. Во втором классе стал победителем, но следующий этап отменили из-за пандемии коронавируса. В третьем классе дал правильные ответы, но его способ решения не совпал с методичкой.
В этом году четвероклассник пробовал свои силы в олимпиадах по физике, химии, астрономии и программированию. И стал призером регионального этапа Всероссийской олимпиады по физике за седьмой класс.
– Задания были сложными. Даже семиклассники не все справлялись с ними, – рассказывает методист по физико-математическому направлению регионального центра «Успех» Виктория Тарасова. – Для ребенка 4-го класса это феноменально.
В центре «Успех» заинтересовались одаренным школьником и предложили заниматься программированием дистанционно уже сейчас.
Компьютерные игры и пицца
Дома Ваня – обычный мальчишка. Играет в компьютерные игры, смотрит различные ролики на YouTube. До последнего оттягивает подготовку домашнего задания, пока мама не напомнит несколько раз, что пора делать уроки.
Мама читает ему сказки перед сном. А папа – новости из мира астрономии и физики. Ване одинаково интересно и то, и другое.
«Кем стану, еще не знаю. Возможно, программистом, как папа. Или буду создавать контент для YouTube. Если удастся монетизировать канал, можно будет неплохо зарабатывать», – серьезно размышляет мальчик. И вдруг приходит к неожиданному выводу: «А значит, каждый день покупать пиццу!»
Ирина ТРЕТЬЯКОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 07 (1425) от 15 февраля 2022 года
«Ни один врач и фельдшер не будет сокращен», – заявили в комитете здравоохранения Курской области
Американский дайвер отыскивает пропавших людей, когда сдается полиция
Центр медицинских осмотров и профилактики ведет амбулаторный прием