Весна – лучшее время для замены масла
Производители рекомендуют менять масло в силовых агрегатах один раз в год или после достижения интервала пробега в 15 тысяч километров. Специальных требований к сезонности такой замены не выдвигается. Однако любой грамотный мастер скажет, что лучшее время для этого – весна. Специалисты журнала «За рулем» объяснили, почему так происходит.
Накопление продуктов распада
Тяжелые условия эксплуатации в зимний период и понижения температуры до экстремальных значений приводят к повышенному износу техники. Поэтому абсолютно любой двигатель внутреннего сгорания при прочих равных условиях зимой изнашивается гораздо сильнее, чем в теплое время года.
Виной тому холодные пуски, когда в первые секунды работы мотора его трущиеся поверхности лишены должного количества смазки. Пока зазоры между трущимися деталями не придут к оптимальным значениям, риск повышенной выработки не исчезает. Поэтому производители рекомендуют в первые минуты после старта ездить очень аккуратно. Даже длительное прогревание на холостых оборотах не всегда спасает от неравномерного температурного расширения. Но это не все. В первые минуты холодного пуска в масло попадают продукты распада непрогоревшего бензина, частички сажи, а также мелкие частички нагара и металла с рабочих поверхностей. Эти частички загрязняют фильтр и оказывают на механику негативное воздействие.
Кроме того, при холодных пусках выделяется больше кислот, которые растворяют масло. Поэтому, когда несгоревшие компоненты топлива смешиваются с моторным маслом, его щелочное число падает. Масло стареет ускоренными темпами, и его лучше заменить.
Сезонные масла
Не будет лишним специально перейти на сезонные моторные масла, то есть на те, что предназначены для высоких или низких температур. На зиму лучше заливать более жидкое масло с вязкостью 0W-20 или 0W-30, а на лето подойдут продукты с вязкостью 5W-30 или даже 10W-40. Специальные масла лучше защищают мотор при низких температурах в первые секунды после холодного пуска. Они лучше прокачиваются в морозы и обеспечивают хорошую защиту. А летние смазывающие жидкости лучше сопротивляются перегреву и разжижению при высоких летних температурах. Они более вязкие, отчего могут выдерживать городскую жизнь в пробках.
Водная эмульсия
Резко ухудшает характеристики масла и попадающий в него зимой водяной конденсат. После поездок при охлаждении силового агрегата и трансмиссии системы автомобиля поэтапно проходят через так называемые «точки росы», при которых начинается процесс конденсирования воды из атмосферы. На внутренних металлических поверхностях собираются капельки, которые стекают в картер и скапливаются в небольших лужицах на его поверхности. При запуске мотора насос прокачивает жидкость, и при разбрызгивании масла образуется эмульсия, которая начинает циркулировать через каналы смазки. В результате работа масла нарушается, так как эмульсия проигрывает чистому маслу по характеристикам. В процессе прогревания вода испаряется, однако этот процесс вновь повторяется при каждом охлаждении мотора. Частая работа в таких условиях приводит к выпадению присадок с образованием осадка. Такое масло уже рискованно оставлять на весну и лето.
Окисление и отстаивание
Если автомобиль большую часть зимы простоял в сугробе, то масло тоже рекомендуется заменить. В процессе длительного отстаивания происходит окисление химических компонентов при контакте с кислородом и металлическими частями двигателя. Эти процессы приводят к постепенному выпадению химических компонентов в виде осадка.
Если начать эксплуатировать такую жидкость весной, то защитные свойства начнут резко сокращаться и двигатель будет испытывать нежелательные нагрузки.
Проблемы по цвету масла
Чем хуже состояние силового агрегата, тем быстрее выходит из строя залитое в него масло. По каким признакам можно определить, что двигателю давно пора в ремонт?
Делать забор масла необходимо после поездки, когда масло циркулировало в системе от получаса и более. Примерно через 15 минут капля пропитается в бумагу и сформирует четкое пятно с определенным рисунком. По этому рисунку можно понять количество и тип посторонних примесей, а по ним выяснить возможные неисправности мотора.
• Новое синтетическое масло, только что залитое в двигатель, формирует бледное желтое пятно, которое равномерно растекается по листу. Возможно образование одного уплотнения в виде кольца, которое формируется за счет поверхностного натяжения.
• Чернота масла свидетельствует о высокой загрязненности мотора продуктами сгорания топлива. Смазывающая жидкость вымывает эти отложения и носит в себе сажу в виде мелкодисперсной взвеси. Его следы обязательно должны быть в капле. После того как масло растечется по бумаге, на его периферии образуется черное кольцо, а в сердцевине остаются микроскопические крошки.
Сажа образуется в моторе из-за неправильного сгорания топлива. Тому могут способствовать изношенные свечи, плохой бензин и нарушения системы впуска. К примеру, если на автомобиле стоит загрязненный воздушный фильтр, то поступление воздуха будет нарушено и электроника не сможет готовить стехиометрическую смесь бензина и воздуха. В результате начнутся нарушения в процессе горения с образованием большого количества сажи и прочих побочных газов.
• Гораздо хуже, когда на бумаге остается плотное пятно грязи, окруженное жидкостью темного цвета. В этом случае масло содержит большое количество продуктов износа деталей. Оно потеряло свою консистенцию и уже не может выполнять заявленные функции. Масло плохо защищает трущиеся поверхности. Если не произвести замену, то ресурс мотора будет снижаться. Черный цвет появляется у пережженного масла. Это значит, что мотор имеет проблемы с охлаждением. Причиной тому могут быть избыточная подача топлива в камеру сгорания, неисправность форсунок, нарушение угла опережения зажигания, прорыв газов в картер.
Возможно, система охлаждения имеет воздушные пробки или вышел из строя термостат. Необходимо найти причину недостаточного охлаждения, произвести ремонт и залить новый антифриз.
«За рулем», «АиФ», autogener.ru
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 10 (1429) от 8 марта 2022 года
«Пьяные до беспамятства»: как работали трактиры в старом Курске