Танцевальная чума – загадочная психическая эпидемия XVI века
«Танцевать до упаду» – всем известный фразеологизм, который, тем не менее, имеет реальный и даже пугающий пример. Танцевальная чума – так называется редкое явление, которое было зафиксировано лишь несколько раз в истории и до сих пор является огромной загадкой для ученых.
Как все начиналось
В центре Страсбурга co сцены, которая строилась в спешке, слышна громкая музыка. Вокруг пляшут десятки людей, хотя солнце печет. Кажется, все веселы и полны задора. Может, в городе что-то празднуют или это традиционный карнавал? Но стоит приглядеться получше, чтобы увидеть ужасающую правду. Рваная одежда, лица с пугающими гримасами и кровавые следы – вот атрибуты этого «веселья». Причиной всему неизвестная болезнь, танцевальная чума, которая охватила сотни человек, заставив двигаться без остановки на протяжении дней, недель, месяцев. Эти люди просто не могли не танцевать.
Загадочный случай произошел летом 1528 года и начался с того, что некая мадам Троффеа вышла на городскую улицу и начала танцевать. Ее танец не прекращался ни днем, ни ночью на протяжении шести дней. За все это время женщина не могла ни есть, ни пить, а ее танец прекращался лишь на те короткие мгновения, когда она теряла сознание от истощения. Никто не мог понять, что заставило женщину пуститься в пляс, и это необъяснимое поведение привлекло немалое количество зевак, которые воспринимали происходящее не более как забавное представление.
Но когда к Троффеа присоединились соседи, всем стало не до смеха – болезнь начала распространяться на зрителей.
В течение недели к ней присоединились еще 34 человека, а в течение месяца уже около 400 человек, преимущественно женщин. Многие из них погибли от сердечных приступов, инсультов или истощения. Согласно одному из свидетельств, в отдельные периоды от танцевальной чумы умирало до 15 человек в день. Событие также подтверждается различными историческими документами, включая записи врачей, местные хроники и документы городского совета.
Танцы продолжались месяцами
По мере ухудшения ситуации озабоченные представители знати начали искать решение проблемы. Можно было ожидать, что в то время (а это период позднего Средневековья) пляску объявят массовой одержимостью и начнут проводить обряды экзорцизма или сжигания ведьм.
Но местные врачи исключили астрологические и сверхъестественные причины и объявили, что чума является болезнью, вызванной «горячей кровью».
Тем не менее представители местных властей решили, что больные могут излечиться от болезни, если предоставить им возможность танцевать круглосуточно. В городе были открыты два танцевальных зала и возведена деревянная сцена. Туда также были приглашены музыканты, чтобы заставлять пораженных чумой непрерывно танцевать.
Танцы продолжались месяцами. Но никто не имел желания двигаться и не наслаждался происходящим. Джон Уоллер в статье «Время танцевать, время умирать» пишет: «Современники были уверены, что страдающие не хотели танцевать и, когда могли, просили о помощи». Это противоречит предположениям, что они были добровольными членами какого-нибудь культа, и события начинают казаться еще более мрачными.
Когда стало ясно, что принятые меры не приводят к улучшению ситуации, местные власти, напротив, запретили любые увеселения в городе, включая азартные игры, проституцию, музыку и танцы. Также над пораженными были проведены различные религиозные обряды.
Вскоре танцевальная чума все же пошла на убыль, оставив после себя, по разным оценкам, от 300 до 600 мертвых тел. Тем не менее никто так и не понял, что это было.
Коллективное помешательство или отравление
В своей статье Уоллер предполагает, что танцевальная мания возникла из-за сочетания двух условий. Во-первых, города страдали из-за голода и болезней, поэтому были склонны к панике. Во-вторых, многие жители Эльзаса верили, что, танцуя перед статуей святого Вита, можно избавиться от любых болезней. Они также считали, что Вит обладает силой, которая способна захватить их разум и принудить к ужасному навязчивому танцу. Страх этого проклятия делал людей настолько уязвимыми, что они, начиная танец, входили в некий транс и уже не могли остановиться.
Другой современной гипотезой, объясняющей произошедшее, является пищевое отравление психоактивными продуктами спорыньи, поражающей различные злаки. Содержащиеся в спорынье алкалоиды по химической структуре близки к психоактивному веществу ЛСД, которое изначально было синтезировано именно из них. Спорынья также, согласно некоторым гипотезам, является причиной других исторических аномалий, включая процесс над салемскими ведьмами.
Прошло много веков, однако тайна не может быть окончательно разгадана. Но случай в Эльзасе не единственный: на гравюре Питера Брейгеля изображена еще одна танцевальная эпидемия, которая произошла в 1564 году в Моленбеке.
Всего же известно около семи средневековых случаев танцевальной чумы в том же регионе.
Мании-эпидемии, связанные с застарелыми верованиями в сверхъестественное, кажутся такими странными. Но и в культуре XXI века находится множество примеров необъяснимого поведения людей, не менее странных и, возможно, не менее распространенных или смертоносных, особенно в периоды больших потрясений.
По материалам cameralabs.org, allfreefoto.ru, wikipedia.org
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 20 (1439) от 17 мая 2022 года
В регионе зарегистрирован первый случай клещевого боррелиоза