Можно ли использовать АИ-92 вместо дорогого АИ-95
Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, с начала 2022 года оптовая цена бензина АИ-92 стала дешевле более чем на треть. Причиной тому закрытие границ и затоваривание внутреннего рынка. Между тем девяносто пятый бензин подешевел незначительно, и между ними образовалась заметная ценовая разница. Можно ли сэкономить, если временно перейти с более дорогого топлива на более дешевое с низким октановым числом?
На крышке бензобака обычно есть обозначение рекомендованного топлива. Как правило, автомобили с атмосферными моторами могут потреблять 92-й, а более современные турбированные агрегаты просят минимум 95-й, а некоторые даже 98-й. И если производитель рекомендовал заливать только АИ-95 и выше и в руководстве пользователя нет упоминания про АИ-92, то лучше забыть о низкооктановом топливе.
Однако и при наличии разрешения слишком доверять АИ-92 не следует. Еще лет 10 назад при запуске в серию турбированных агрегатов маркетологам было важно позиционировать их как крайне надежные и способные ездить на популярном топливе. На практике оказалось совсем иначе. На АИ-92 ездить они могли недолго.
Главное отличие АИ-92 от АИ-95 – это его более низкая детонационная стойкость. Октановое число достигается с помощью химических присадок в общую топливную основу. Для повышения октанового числа применяют кислородсодержащие компоненты: метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) и трет-амил-метиловый эфир (ТАМЭ). Эти кислородсодержащие добавки обеспечивают детонационную стойкость топливовоздушной смеси, то есть ее способность сопротивляться преждевременному взрыву в камерах сгорания.
Если вместо предписанного АИ-95 заливать АИ-92, то в моторе начинаются очень опасные для двигателя процессы воспламенения, которые происходят в момент, когда поршень еще не достиг верхней «мертвой точки». Тогда вспышка бьет ему в противоход, создает дополнительные нагрузки и вызывает повышение температуры в камерах сгорания. В итоге поршни работают нестабильно, бьются о стенки цилиндров, возникают задиры, а при дальнейшем росте температуры происходит частичное оплавление поршня. Распознать детонации можно по металлическому звону из двигателя под нагрузкой. Это поршни бьют, словно колокольчики, по стенкам цилиндров.
Конечно, инженеры предусмотрели возможность корректировок двигателей. Если датчик детонации распознает первые вспышки, то автоматика самостоятельно изменяет угол опережения зажигания, детонации не происходит, но как результат – мощность мотора значительно снижается. Однако если усердствовать и давить на газ, никакая автоматика не способна противостоять детонациям и мотор может получить повреждения. Экономия на бензине обернется серьезным ремонтом силового агрегата.
В общем, для современных моторов использование АИ-92 возможно только в редких случаях. При этом нельзя сильно давить на газ. Однако допускается немного смешивать топливо, добавляя к уже налитому в бак девяносто пятому бензину немного девяносто второго для экономии.
kommersant.ru
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 26 (1445) от 28 июня 2022 года
МЖД на Коренской ярмарке: поездка в ретрокупе и подбор вакансий
Дмитрий Губерниев в Курске: «Делай добро и бросай его в воду»
Входит ли служба в армии в стаж для получения звания «ветеран труда»?