Князь Барятинский помог Айвазовскому написать две картины
Знаменитый художник-маринист Иван Айвазовский за свою жизнь создал около 6000 картин. Его стиль в изображении морской стихии узнаваем и неповторим. Мало кто знает, что написать два полотна ему помог князь Виктор Барятинский, уроженец Курской губернии, сын Ивана Барятинского, построившего усадьбу Марьино.
Виктор Иванович Барятинский родился в Курской губернии 16 июня 1823 года. Капитан 1-го ранга, участник обороны Севастополя, командир брига «Эней», флаг-офицер Корнилова и Нахимова, автор воспоминаний о Синопском бое и Крымской кампании. Он был участником Синопского сражения. А еще неплохо рисовал.
По просьбе Нахимова после окончания Синопского боя Барятинский сделал зарисовки. И вскоре передал их Айвазовскому, которого главный российский морской штаб сделал своим живописцем. По ним художник воссоздал события сражения в бухте Синоп. В результате появилось два известных полотна – «Синопский бой» и «Синопский бой 18 ноября 1853 года. Ночь после боя».
Синопское сражение произошло в ноябре 1853 года, после того как Турция объявила войну России. Флот под командованием Нахимова отправился в направлении берегов противника и, подойдя максимально близко, за несколько часов уничтожил все турецкие корабли, базирующиеся в бухте Синоп.
В этом сражении турки потеряли утонувшими и убитыми более 3000 человек, в плен попали примерно 200 человек, в том числе и командующий турецким флотом. Со стороны русской флотилии убитых было намного меньше, всего 37 человек, а раненых 235 человек. Синопское сражение стало последней битвой парусных флотов.
На одном полотне «Синопский бой» Айвазовский запечатлел раннее утро и самое начало победоносного для российского флота сражения: море, небольшие волны, на которых покачиваются парусные суда, укрытое серыми тучами небо и первые клубы дыма от пушечных выстрелов.
На втором полотне, посвященном Синопскому бою, Айвазовский изобразил ночь после знаменитого сражения. Догорающие ярким пламенем турецкие корабли бросают обгоревшие щепки в чёрную, но уже успокоившуюся воду. Невдалеке гордо застыли российские корабли, наслаждаясь триумфом.
Кстати, в собрании Курской картинной галереи имени Дейнеки хранится три работы Айвазовского.
Холст «Буря на Черном море» (1875 год) передан в галерею при основании в 1935-м из Губернского музея (ныне – Курский областной краеведческий музей), куда в 1928 году он попал из Государственного музейного фонда. Прежнее бытование и имя владельца остались неизвестными.
Графическая миниатюра «Неаполь. Везувий» (бумага, акварель 5,6х9 см) представляет позднюю вариацию картины Айвазовского «Неаполитанский залив в лунную ночь. Везувий». Графический лист «Морской вид» (1860, бумага, сепия 17х27 см) также попал в собрание галереи из Губернского музея.
Анна АЛЕКСАНДРОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 32 (1451) от 9 августа 2022 года
330 беспилотников и риск диверсий. В области продлили повышенный режим террористической опасности
Курянин победил на первенстве России по спортивному ориентированию
Ответственность за хищение денежных средств с банковских карт