Инклюзивный детский театр в Курске
Каждый ребенок талантлив, но не всегда это остается замеченным, особенно у детей с ограниченными возможностями здоровья. Не бояться своих особенностей, побороть страх перед публикой, избавиться от внутренних зажимов, научиться мечтать и верить учит воспитанников Клавдия Боженова, педагог дополнительного образования Центра детского творчества Курска, руководитель детского социального инклюзивного театра «Мечтатели».
Своеобразный эксперимент
О создании детского инклюзивного театра Клавдия Викторовна мечтала давно. Многолетний опыт работы с ребятами в театральной студии Центра детского творчества «Позитив» показывал, что не все дети, имеющие ограничения по здоровью, могут заниматься в одной группе. Была разработана дополнительная общеобразовательная программа «Дюймовочка +» для формирования индивидуальных навыков. Но главной проблемой и задачей остается социализация детей, что возможно только в коллективе.
– Очень долго рождался проект, – говорит Клавдия Боженова. – Можно сказать, катализатором стал конкурс Игоря Крутого «Добрая волна», в котором приняли участие девять воспитанников студии «Позитив» из категории попавших в трудную жизненную ситуацию и с ограниченными возможностями здоровья. Пятеро стали победителями, двое – финалистами. Они отправились на финал в Казань, где Валерия Вознесенская заняла третье место. Именно эти победы стали вдохновляющими. Тогда я поняла: инклюзивный театр нужен – и решила рискнуть.
Детский социальный инклюзивный театр «Мечтатели» – уникальный проект для Курска – открылся в сентябре 2021 года. Поначалу в его состав вошли 11 воспитанников студии «Позитив»: шесть из них – дети с инвалидностью, пять – попавшие в трудную жизненную ситуацию или из малообеспеченных семей. Сейчас в театре уже 15 «мечтателей».
Создание такого инклюзивного театра для Клавдии Боженовой было своеобразным экспериментом, когда не знаешь, что из этого выйдет. Перед ней встало множество вопросов. Как объединить детей от 6 до 17 лет? Как подобрать упражнения для детей с нарушениями координации и зрения? Как правильно выстроить работу с теми, кто имеет поведенческие проблемы?
В работе с детьми с особенностями развития недостаточно просто педагогических и психологических методов. К каждому нужен индивидуальный подход, ведь у всех разные диагнозы. Необходимы знания в специализированных областях психологии.
– Сейчас у меня многие хотят заниматься, но нельзя делать коллектив «резиновым». А открывать вторую группу из-за собственной нагрузки тоже не могу, – поясняет Боженова. – Один из вариантов – преемственность педагогов, которым я могла бы передавать знания. Но они должны иметь два и более образований. Выстраивая программу обучения, не совсем понимаю, как такие тонкие моменты, как интуиция, атмосфера, аура, можно донести словом и методикой. Это тот личностный компонент, который рождается только в процессе работы.
Часто что-то идёт не по плану. Клавдия Викторовна признается: всегда чувствует атмосферу занятия, видит, когда дети не готовы, понимает, как настроить их на работу. В этот процесс нужно погружаться: видеть, слышать и чувствовать каждого ребенка.
По ее словам, было много страхов и переживаний, даже с одинаковым диагнозом дети ведут себя по-разному. Но в итоге всё сложилось! Театр живет второй год, приходят новые дети И каждый раз это новый эксперимент. «Смотрим, адаптируемся, привыкаем!» – говорит педагог.
«Главное – верить в мечту»
«Главное – верить в мечту, тогда всё обязательно получится!» – уверены «мечтатели». Название театра выбирали сами дети, и неслучайно у каждого из них свои желания. Ребята точно знают, что мечта может исполниться, если приложить усилия и проявить свои способности.
Особенность методики работы построена на том, что дети друг у друга выступают тьюторами. Если ребенок ведет себя не так, как требуется, Клавдия Викторовна всегда подскажет, как нужно. Детей учат не реагировать на неправильное поведение. Это сложно, но дисциплинирует, социализирует, вырабатывает произвольность внимания, умение понимать индивидуальные особенности каждого человека.
На занятиях дети работают и выполняют упражнения в парах, при этом они подобраны так, чтобы ребенок мог помочь другому, благодаря этому налаживается взаимодействие.
Выполняя привычные упражнения, «мечтатели» настраиваются на каждое выступление. Дыхательная и артикуляционная гимнастика, упражнения на напряжение и расслабление тонизируют нервную систему, приводят мышечный тонус в норму. Ведь один из важных психологических критериев – стабильность и устойчивость. Когда перед ситуацией волнения и тревоги дети погружаются в привычную для них атмосферу, они успокаиваются.
Новые достижения, победы и концерты мотивируют детей двигаться вперед. Клавдия Викторовна всегда радуется первым шагам и успехам воспитанников, вспоминает, какими они к ней пришли и каких результатов уже достигли.
«У каждого ребенка наблюдается свой рост. Например, девочка была достаточно зажата на сцене, всё время сутулилась, никак не могла проявлять себя в полной мере в актерском мастерстве, хотя я знала, что она может великолепно выступать. За этот год я увидела, как она раскрылась: была эмоциональна, там, где надо, улыбалась, – отмечает руководитель театра. – Конечно, радуют успехи Даши, этот ребенок с рождения не видит, у нее стереотипное поведение. И когда вдруг к концу первого учебного года она стала импровизировать – это была фантастика».
Пожелания «мечтателей»
Фёдор Гулин занимается в Центре детского творчества с трех лет, сейчас ему девять. За это время среди его достижений – Гран-при, десяток первых и вторых мест. В прошлом году ему сделали сложную операцию, после которой мальчик полгода не вставал. Пришлось восстанавливать не только функции тела, но и речь, умение держаться на сцене. В итоге он смог вернуться к привычному театральному ритму.
Федя признается, что самые ценные зрители для него – мама, Клавдия Викторовна и друзья. Конечно, во время выступления есть волнение, с ним справляется, настраивая себя: «Это просто конкурс, я выступлю и надеюсь, получу какое-то призовое место».
– Мечтаю, чтобы все были здоровы и никто никогда не болел, – говорит Фёдор. – Ребятам, которые тоже выступают, хочу пожелать: никогда не бойтесь и верьте, что всё получится. Возможно, кто-то пройдет такой путь, как у меня, может больше, и я уверен, что они достигнут своих целей.
Вероника Топоркова пришла в Центр в четыре года. Занималась бисероплетением и хореографией, но всё же остановилась на театральном творчестве и художественном слове.
– Перед выступлением, чтобы унять тревогу, мысленно погружаюсь в город с белыми бабочками, представляю, как хожу по нему, общаюсь с бабочками, – признается Вероника.
Творческий путь Эльвины Авдеевой начался в четыре года с занятий в театральной студии «Позитив». Недавно исполнилась мечта девочки. За достижения в области театрального творчества и художественного слова Эля получила путевку в «Артек».
– Я была на 12-й смене в лагере «Лазурный». Невозможно передать эмоции! Смена пролетела быстро, но была насыщена интересными событиями. Познакомилась с ребятами из других городов, приняла участие в конкурсах и мероприятиях, где проявила свои способности, – говорит Эльвина.
Теперь у девочки появилась новая мечта – поехать в «Артек» второй раз.
Важная миссия
В декабре исполнилась ещё одна мечта юных актеров инклюзивного театра. Ребята выступили на профессиональной сцене Театра юного зрителя «Ровесник» со спектаклем «Облако мечты». Клавдия Боженова признается: спектакль получился пророческим, ведь каждый получил то, о чём мечтал. Кто-то – друзей, кто-то – признание и гастроли.
Идея спектакля появилась год назад. После прочтения многих сценариев Боженова поняла: ни один из них не подходит. Решила создать свой спектакль, который назвала «Облако мечты».
– Особенность инклюзивных театров – показать достоинства детей. Не скрывать недостатки, но и не делать на них акцент. Постановки не должны вызывать жалость и сочувствие у зрителя. Из-за этого и сложности в выборе репертуара. Все привыкли к каким-то сказкам, детским постановкам, но такого ещё никто не видел, потому что это инклюзивно, эксклюзивно. Постановка создана именно под этих детей.
«Облако мечты» – это реальные истории детей, размышления о смысле жизни, преодолении трудностей и грезах.
В зрительном зале тишина, каждый с замиранием сердца следит за игрой юных актеров, от их слов мурашки по коже. И вот громкие аплодисменты, а на глазах родителей слёзы счастья.
Клавдия Викторовна отмечает, что театр важен для родителей. Ведь папы и мамы каждый день сражаются за право детей жить достойно, доказывая, что они хоть другие, но, как и все, должны творить и развиваться.
– Дело даже не в местах и дипломах. Дети решают много внутренних задач, выходя на сцену: справляются со страхами, переживаниями, ограничениями, раскрепощаются и открывают таланты. Когда им аплодирует зал, а любая аудитория принимает их, восторгается и учится у них, родители видят, что их дети востребованы. Тогда у них вырастают крылья, возвращается уверенность в себе, чувство гордости за детей, – говорит руководитель театра.
Найдя книгу «Сказка о розовом мышонке», Клавдия Викторовна написала по её мотивам сценарий для нового спектакля. Он построен индивидуально под каждого ребенка. Сказка о том, как непросто жить мышонку, который родился не таким, как все, – розовым, а не серым.
«Можно сказать, наша миссия – продвигать идею инклюзивного общества и показывать, что именно мы делаем этот мир безграничным, – подытожила Клавдия Боженова.
Уже весной «мечтатели» готовятся показать премьеру.
Дарья МАКСАКОВА, медиашкола «ДЮйМ» Центра детского творчества Курска
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 08 (1479) от 21 февраля 2023 года
Первый канал рассказал об уникальной операции курских медиков
Кутырь, легеня, черепеники. В Курске представили блюда местной кухни
Курск зажигает огни «Парада звезд 80-х»: 8 Марта – два концерта в один день!
В Курске в ЖК «Серебряные холмы» продают недвижимость по цене телефона
О запрете сделок с недвижимостью без личного участия собственника