Му-у-уки творчества. Курские художники и их коровы
9 августа в Курске весело отметили Общепланетарный день художника. Праздник 29 лет назад учредил эпатажный владелец галереи «АЯ» Олег Радин. И с тех пор в этот день дарит горожанам яркий перфоманс, обязательная часть которого – установка рядом с галереей новой временной скульптуры на злобу дня. В этом году появился «Мальчик, расписывающий корову».
Мальчик, расписывающий корову
Сидящий на горшке младенец, которого художник ранее использовал для создания других тематических памятников, на этот раз держит в руках фигуру коровы и расписывает её кистью.
– Там копилочка, – поясняет галерист, указывая на горшок. – В неё можно положить денежку на кормление коровы Кази.
Корова Казя, названная в честь художника Казимира Малевича и расписанная в технике его работ, уже второй месяц стоит рядом с галереей. Она и вдохновила Олега Радина на создание новой скульптуры и очередной перфоманс.
– Сегодня только 10 процентов происходящего посвящено художникам и 90 процентов – коровам, – сразу предупредил владелец галереи.
Подарки виновнику торжества тоже в основном были со смыслом. Председатель комитета культуры города Ирина Мазаева вручила копилку в виде коровы, расписанную воспитанниками ДШИ. Получился отсыл к мальчику, расписывающему корову. А директор Курской картинной галереи имени Александра Дейнеки Игорь Припачкин принёс шоппер с коровами. Такие сумки, а также блокнотики и визитницы с бурёнками недавно появились в сувенирной лавке галереи им. Дейнеки. Игорь Александрович вручил тематический шоппер министру культуры Курской области Юлии Полетыкиной, шутливо назвав её матерью всех курских коров. Имелись в виду появившиеся с её лёгкой руки этим летом в городе арт-объекты – фигуры бурёнок, расписанные в разных техниках. Всего их больше десятка.
Вполне ожидаемо, что шестую ежегодную Народную премию имени Малевича вручили художнику Владимиру Тельных, который вместе со своей коллегой Юлией Бартеневой создавал эскизы и расписывал фигуры коров.
В самой галерее организовали выставку рисунков. Изображены на них, конечно же, коровы. Отдельный стенд посвятили фотосессии с Казей. Рядом разместили инсталляцию в виде семи маленьких коров, ходящих по кругу. Радин пояснил, что она символизирует сансару – круговорот рождения и смерти в индийской религии.
Устроили даже дегустацию сыра «Малевич», который выпускает курский фермер, предлагая желающим «вкусить искусства».
Загадка коровы Малевича
Глядя на яркую корову Казю, которую многие успели полюбить, куряне всё же гадают, какая может быть связь между автором «Чёрного квадрата» и этим животным. Нам тоже было интересно. И мы нашли корову Малевича – малоизвестную и загадочную.
У основоположника супрематизма есть работа, которую он назвал «Корова и скрипка». Она хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге и вызывает споры у искусствоведов. Почти как стадо курских бурёнок – какой смысл это несет, что хотел сказать автор?
Картина написана не на холсте, а на деревянной полке этажерки, которая оказалась под рукой, когда Малевич находился на даче своей второй жены Софьи Рафалович в подмосковном Кунцево. Вероятно, денег на холсты у художника не было, и он разобрал этажерку, из частей которой создал три одинаковые по размеру картины – 48,8 х 25,8 сантиметра. Самый большой интерес специалистов вызывает «Корова и скрипка».
Она подписана автором 1911 годом, экспертами музея датирована 1913-м. Это тоже одна из загадок картины – почему художник поставил более раннюю дату? Впервые экспонировалась работа на выставке «Магазин» в Москве в 1916 году.
Некоторые искусствоведы считают, что именно с картины «Корова и скрипка» Малевич объявил войну традиционному искусству. На обороте он написал «Алогическое сопоставление двух форм – «корова и скрипка» – как момент борьбы с логизмом, естественностью, мещанским смыслом и предрассудками».
В дальнейшем, в том числе при общении с учениками, Малевич подчеркивал: «Логика всегда ставила преграду новым подсознательным движениям, и чтобы освободиться от предрассудков, было выдвинуто течение алогизма; показанный рисунок представляет момент борьбы – сопоставление двух форм – коровы и скрипки в кубистической постройке».
Несмотря на то, что сам автор высказался о картине, искусствоведы до сих пор спорят, что всё-таки он хотел показать, есть ли какой-то тайный смысл, помимо объяснения самого художника.
Некоторые находят языковой подтекст, поясняя, что скрипка и корова при всем их внешнем несоответствии связаны мотивом звучания: сМЫЧок, МЫЧание, МУзыка.
Ещё одна версия основана на том, что картина была написана, когда Малевич находился на даче в Кунцево. И «Корова и скрипка» – это кунцевское стадо, исполняющее на заре футуристическую симфонию: мычание, звяканье, щелчки кнута и вопли пастуха. Художник разломал этажерку, чтобы изобразить то, что пугало и огорчало маленьких дачников.
Называется и такой вариант. Софья Рафалович была детской писательницей, возможно, потребовались иллюстрации к книге. Вот Малевич и нарисовал такую реалистичную и детскую коровку.
А могло быть ещё проще. Известно, что бывшая жена художника Казимира Зглейц, с которой, кстати, он обвенчался в Курске, привезла ему на дачу в Кунцево детей – 12-летнего Толю и 8-летнюю Галю (оба ребенка родились в Курске). Как вариант, Малевич изобразил для них графические шарады, которые тогда были в моде. «Корова и скрипка» могла быть сделана как развлекательная загадка, чтобы дети поискали параллели. Картина довольно крупная, но аккуратная, узкая и прочная, похожа на настольную игру. Может быть, Малевич разломал этажерку, чтобы сделать детям три картины-игрушки, гадают эксперты.
Бурёнки Дейнеки
У знаменитого уроженца Курска художника Александра Дейнеки на картинах тоже есть коровы. Мы обнаружили не менее десятка его полотен с этими животными, написанных в разные годы.
У художника есть две работы «Курск. После дождя» и «После дождя». Обе созданы в 1925 году. На второй женщина ведет по городу корову. Есть предположение, что на этой картине также изображён Курск.
– Я сейчас разбираюсь в воспоминаниях, они разные – и зрительные, и осязательные, как далекие волны в поисках на радиоприемнике. Вдруг я слышу давнишние и родные голоса – отца, матери, звук песен за рекой, мычание коров, спокойную речь учителя и плач старухи, безнадежный, далекий, над умершим сыном. Потом до меня доходят запахи цветов, самые разные, самые тонкие – ведь каждый цветок пахнет по-своему, как свой запах имеет разный сорт яблок, смородины, деревья, даже птичка лесная и многое, многое, – писал Дейнека в своих воспоминаниях.
Анна КОРШУНОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 33 (1504) от 15 августа 2023 года
Награжденные участники СВО смогут бесплатно получить 10 соток земли
Компания «Мираторг» запустит в Курской области семенной завод мощностью 27,6 тысячи тонн
Данил Дунин: «Теплосетей мы заменили больше, чем планировали»