Какие трансмиссии зимой безопаснее
«Расскажите, какими машинами легче управлять зимой – с механической коробкой передач или с «автоматом»? Анатолий, Курск
СнаЧала коротко напомним о разновидностях автоматических коробок переключения передач, называемых в народе «автоматами». В зависимости от способа изменения передаточного числа их можно разделить на два типа – ступенчатые и бесступенчатые. Ступенчатые «автоматы» представляют собой очень сложный механизм изменения передаточного числа, который работает в паре с гидротрансформатором, заменяющим сцепление. Бесступенчатые автоматы – это вариаторы, плавно изменяющие передаточное число трансмиссии при постоянных оборотах. У вариаторов в качестве сцепления может использоваться как гидротрансформатор, так и сухой или мокрый пакет фрикционов (разновидности обычного сцепления). Эти способы передачи крутящего момента от коленчатого вала двигателя к КПП имеют свои особенности. Гидротрансформатор передает крутящий момент постоянно, а сухое или мокрое сцепление включается электроникой и передает крутящий момент только в случаях, когда рычаг КПП переведен в положение «движение» («D») и водитель нажал на педаль «газа».
Возвращаясь к заданному читателем вопросу, отмечу, что дать однозначный ответ на него достаточно сложно. Многое зависит от техники управления автомобилем, т.е. от опытности водителя. Рассмотрим несколько случаев, когда «механика» и «автомат» ведут себя по-разному – естественно, в зимних условиях, когда дорога покрыта укатанным снегом или льдом.
Начало движения
В этой ситуации механическая коробка сразу же после полного включения сцепления (педаль сцепления отпущена полностью) передает на колеса автомобиля весь крутящий момент, вырабатываемый двигателем, т.е. обеспечивает жесткую связь. Избежать пробуксовки колес и спокойно начать движение с первого раза редко кому удается. А все потому, что отпускать педаль сцепления и увеличивать обороты нужно так, чтобы крутящий момент был минимальным и увеличивался плавно. Профессионалу этого объяснять не нужно. Опыт и умение ощущать силу мотора позволяют ему грамотно манипулировать педалью «газа» и сцепления, избегая пробуксовки. Двигатель в этой ситуации должен работать «внатяжку», т.е. на границе между устойчивой работой и неустойчивой.
Неопытные водители этими знаниями и умениями не обладают, поэтому стремятся «утопить» педаль «газа» как можно глубже. Крутящий момент на колесах при этом возрастает очень быстро, из-за чего колеса теряют сцепление с дорогой и начинают буксовать. В этом случае нет возможности не только разогнаться, но иногда даже тронуться с места. Еще хуже, когда на автомобиль в это время действует боковая сила (стоит на уклоне). Ось с буксующими колесами в такой ситуации начинает сползать в сторону уклона.
Владельцам машин с коробками-автоматами, работающими в паре с гидротрансформаторами, начать движение на льду проще. Достаточно отпустить педаль тормоза в режиме «D», как на колеса сразу же начинает передаваться минимальный крутящий момент и автомобиль начинает двигаться.
Троганье на льду автомобиля с автоматом-вариатором немного отличается от начала движения на автомобиле со ступенчатым «автоматом». Чтобы сдвинуться с места, необходимо нажать на педаль газа, а чтобы избежать пробуксовки, делать это нужно плавно.
Разгон
При разгоне на льду переключать передачи у «механики» необходимо при более низких оборотах, чем обычно. Продолжение движения на следующей передаче будет соответствовать работе двигателя «внатяжку». В таком режиме крутящий момент на ведущих колесах будет минимален, поэтому вероятность пробуксовки колес снизится.
С «автоматом» при разгоне немного сложнее. Дело в том, что автоматическая КПП переключает передачи по алгоритму, заложенному в ее программу. Это происходит, как правило, при оборотах двигателя, соответствующих или близких к максимальному крутящему моменту. На гололеде это очень опасно, так как большая сила тяги на колесах вызывает их пробуксовку. Если автомобиль переднеприводный – это не так страшно. С представителями заднеприводного братства дела обстоят хуже. Их приходится постоянно «ловить» на дороге, а если зазеваешься – «неведомая сила» начинает его вращать вокруг своей оси. Контролировать крутящий момент на колесах автомобилей с «автоматами» сложнее из-за отсутствия жесткой механической связи в трансмиссии. Чтобы избежать заносов во время разгона, на педаль «газа» следует нажимать очень медленно. А если условия не позволяют разогнать автомобиль для движения на более высоких скоростях, лучше сразу включить пониженную передачу и двигаться на ней с малой скоростью.
Во время разгона в более выгодном положении находятся владельцы «автоматов», у которых есть режим «winter» (зима). Переключение передач в этом режиме осуществляется при более низких оборотах, когда крутящий момент двигателя невелик.
В глубоком снегу
Проблемы возникают у «автоматчиков», когда вы забрались в глубокий снег. Выбраться из него можно путем раскачки автомобиля. С коробкой-«автоматом» сделать это сложнее – необходимо грамотно, с опережением манипулировать педалью тормоза, а задержки в отзывах на нажатие педали «газа» снижают амплитуду раскачки. Кроме того, и сам «автомат» не очень любит чередующиеся разгоны и торможения.
Поведение на льду разных автомобилей с автоматическими трансмиссиями может отличаться между собой. Обусловлено это тем, что каждый «автомат» работает по определенной программе, заложенной в него на этапе создания.
В движении
Здесь трансмиссии также ведут себя по-разному. Если автомобиль с «механикой» заднеприводный, а двигатель имеет большой запас мощности, то при случайном резком нажатии на педаль «газа» может произойти пробуксовка ведущих колес. В данной ситуации при наличии боковых сил (дорога с большим уклоном, в поворотах, при обгоне) происходит увод задней части в сторону действия сил, т.е. занос. «Автоматов» эти неприятности также не обошли стороной. Однако если заднюю часть автомобиля все-таки начинает сносить, при резком сбрасывании «газа» (согласно правилам борьбы с заносом) «автомат» в силу запоздалой реакции не способен быстро исключить передачу крутящего момента на колеса и они еще определенное время продолжают буксовать, способствуя заносу. «Механика» в этом случае также имеет преимущества.
В зависимости от опытности водителя при заносе переднеприводных машин «автомат» может вести себя по-разному. Попытки предотвратить начавшийся занос сводятся к увеличению оборотов двигателя и вращению руля в сторону заноса. Запоздалая реакция «автомата» на нажатие педали газа может привести к тому, что автомобиль окажется на том этапе заноса, из которого вывести его уже невозможно. Хотя «механика» теоретически этого недостатка не имеет, особо расслабляться также не стоит. В случае появления заноса увеличивать обороты необходимо не спеша. В экстремальной обстановке многие теряются и давят на «газ» как придется — обычно быстро и до упора. А это грубейшая ошибка. Так они вызывают пробуксовку передних ведущих колес и соответственно их снос наружу поворота.
Торможение двигателем
ДлЯ зимы этот момент очень важен, так как использовать рабочую тормозную систему, если нет АБС, во время гололеда опасно – автомобиль может занести и даже развернуть посреди дороги. В этом случае «механика» обеспечивает жесткую связь колес с двигателем. У «автоматов» из-за наличия гидротрансформатора торможение двигателем не столь эффективно и к тому же появляется с запаздыванием. Что касается автоматов-вариаторов с фрикционным сцеплением, то некоторые из них при сбросе «газа» не способны обеспечить торможение двигателем из-за автоматического выключения сцепления. Тормозить двигателем, хотя и не так эффективно, можно и «автоматом». Однако для этого нужно переключиться в режим пониженных передач. Тем не менее этой возможностью мало кто пользуется, так как машины с автоматическими трансмиссиями покупают для того, чтобы избавить себя от раздумываний над вопросом, какую передачу включать.
Так все же – какая трансмиссия зимой предпочтительнее? Если за рулем профессионал, для него лучше «механика». А если водитель-новичок или женщина, лучше отдать предпочтение «автомату» с рядом пониженных передач (которыми нужно научиться пользоваться) и режимом работы «winter».
И в заключение еще несколько советов
На зиму все-таки лучше устанавливать зимние шины, желательно шипованные. Сейчас, когда зима достаточно теплая и практически без снега, многие с этим не согласятся. И тем не менее, даже нескольких зимних дней с обильными снегопадами и гололедом может быть достаточно, чтобы заработать неприятности. Немаловажную роль в поведении автомобиля на льду играет мощность двигателя. Любителям мощных многоцилиндровых моторов зимой приходится нелегко. Огромный крутящий момент то и дело норовит «пустить» в пробуксовку ведущие колеса со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 03 (589) от 17 января 2006 года
Что теперь ждать от участкового врача, и кто еще сможет бесплатно поправлять здоровье в санаториях