Автогражданку ждут перемены
1 июля Закону «Об обязательном страховании автогражданской ответственности» исполнится три года. За это время страховщики, надо отметить, достигли довольно значительных успехов.
Однако, как свидетельствуют опубликованные недавно данные социологического опроса ROMIR Monitoring, не все россияне-автомобилисты довольны качеством и количеством услуг, предоставляемых страховыми компаниями в рамках работ по ОСАГО и КАСКО (добровольное страхование на «угон-ущерб»).
Так или иначе, убыточность ОСАГО для страховых компаний постепенно растет (раньше на прибыль оставалось до 30–40 процентов собранных взносов). Это связано и с ростом тарифов на ремонт, и с тем, что количество страховых случаев становится все больше с увеличением парка автомобилей. Да и сами автомобили становятся все дороже, что также ведет к увеличению выплат в случае ДТП. К тому же никто не отменял инфляцию. Отсутствие единой базы страховых случаев приводит к тому, что практически не работает система «бонус-малус». При этом неаккуратные водители, которые в течение года несколько раз попадали в аварии, просто переходят на следующий год в другую страховую компанию, начиная жизнь в ней с чистого листа.
Так что эволюционные изменения в законе об ОСАГО необходимы. Чего же можно ожидать в ближайшее время?
До конца весенней сессии Государственной Думы депутаты собираются принять целый ряд поправок в закон. Во-первых, привязать наконец страховой полис к водителю, а не к автомобилю. Не секрет, что сегодня автомобиль для большинства уже не является роскошью, бережно хранимой в семье не один десяток лет, а существующий закон при смене автолюбителем своего «железного друга» обнуляет всю его историю. Получается, что даже если до этого момента на старом автомобиле гражданин без единой аварии отъездил не один десяток лет (встречаются ведь и такие асы!), при покупке новой машины для страховой компании он превращается в зеленого новичка. Таким образом, экономическая заинтересованность автовладельцев в безаварийной езде сводится на нет.
Для тех, кто водит машину только летом и только на дачу, собираются «скостить» срок минимального действия страхового полиса ОСАГО. Сегодня он составляет полгода, вполне возможно, что после принятия поправок эта цифра уменьшится вдвое – до трех месяцев.
Одной из негативных сторон ОСАГО является тот факт, что потерпевший вынужден обращаться за выплатой по ОСАГО не в свою страховую компанию, а в ту, где оформлен полис на виновника ДТП. В результате получается, что невиновный страдает больше, чем тот, кто является истинным нарушителем, тот ведь чинит машину за свой счет! В результате доверие к системе обязательного автострахования падает. Для минимизации негатива сегодня 9 страховых компаний договорились о взаимном урегулировании убытков. Однако для того чтобы провести такую возможность на законодательном уровне, необходимо вносить поправки в Налоговый кодекс. Происходит это потому, что на данный момент страховая деятельность не облагается НДС, а в случае передачи финансовой ответственности уже необходимо платить налог.
Наконец, еще одна поправка будет касаться самых мобильных автовладельцев, которые выезжают на собственных автомобилях за границу. Сегодня они вынуждены для свободного передвижения по территории другого государства покупать местный аналог ОСАГО. Для того чтобы российский обязательный страховой полис стал «свободно конвертируемым», необходимо вхождение России в международную систему «Зеленая карта».
От того, насколько оперативно поправки будут рассмотрены и приняты, зависит уровень доверия миллионов российских автовладельцев к страховому рынку.
Тарас Фомченков