Дневник замерзающего пассажира
В последнее время в народе появилась присказка: «Хочешь почувствовать себя скотом, попытайся уехать на маршрутке». Мы решили вести дневник пассажира – записывать все пережитое и увиденное, что называется накипело! После начала транспортной реформы (резкое сокращение числа «Газелей»), которую затеяли власти, впечатлений для дневника появилось предостаточно.
Понедельник
На часах около 8 часов утра. Минусовая температура и ветерок бодрили. На остановке «Улица Интернациональная» толпился народ, отчаянно провожая взглядом очередной забитый «ПАЗик», проносящийся мимо. Приняла, как мне тогда казалось, правильное решение – идти на остановку «Улица Дубровинского». Решила, что автобусы, идущие с железнодорожного вокзала, окажутся пустыми. Первый шок: на остановке несколько десятков человек с красными от холода носами. Поймала на себе ненавидящий взгляд, мол, еще одна пришла, шансы уехать снижаются. Набитые «ПАЗики» добросовестно останавливаются, принимая в свое чрево максимум двух новых пассажиров. Счастливчики, судя по размазанным по окнам автобуса лицам, уезжают довольные.
Появляется несколько «ГАЗелей», но все они идут по Запольной. И тут затишье – несколько минут вообще ни одного автобуса! «Не переживай, в школу не опоздаешь», – успокаивала женщина ребенка. Хотя по ее лицу было видно, что сама она в это уже не верит. Провожать дочь в школу выбежала в короткой легкой куртке. Видимо, решила, что не успеет замерзнуть. Еще как успела! Ни в один из автобусов школьница, утяжеленная рюкзаком с учебниками, не помещалась. Мама начинала синеть, нервно высматривая вдали очередной автобус. Наконец ей удалось пристроить любимое чадо в «ПАЗик». Прощальный взмах рукой (хотя было похоже, что женщина перекрестила дочку на дорогу), и вприпрыжку домой.
Спустя 40 (!) минут удалось и мне, посиневшей от холода, утрамбоваться между пассажирами, повиснув на последней ступеньке автобуса. Удар дверью по спине – и мы тронулись. Вспомнила слова на недавней пресс-конференции: «Безопасность дорожного движения важнее удобства». Разве перегруженный и просевший под тяжестью пассажиров «ПАЗик» – безопасен? На работе появилась злая и раздраженная. Коллеги тоже пребывали в «прекрасном» транспортном настроении... Отличное начало новой недели...
Вторник
Сегодня можно не спешить. В 10 часов утра на остановках немноголюдно. Справедливости ради отмечу, уехала быстро – хватило 5 минут ожидания. Дорога домой оказалась не такой легкой. Вечером на остановке «Улица Садовая» десятки таких же, как и я, метались от маршрутки к маршрутке. Почему-то все «ПАЗики» шли в сторону СХА. «Газели» проносились мимо, во многих люди ехали стоя! Наконец подрулил микроавтобус, на лобовом стекле которого была прикреплена бумажка с выведенной на принтере надписью «Полет». Естественно, пассажиры бросились ее штурмовать. Уже в салоне выяснилось, что проезд стоит 10 рублей! Все безропотно передавали червонцы – очень хотелось домой.
Среда
– Вот вы пишите, что «Газели» убрали с улиц, – мужской голос в телефонной трубке явно чем-то недоволен. – Так вот, я водитель «ПАЗика», никуда микроавтобусы не исчезли! Сколько было, столько и осталось. Только многие из них нелегально работают. Мы из-за них даже в час пик пустые идем – люди не хотят ехать стоя.
– В час пик пустые? – моему возмущению не было предела.
– Ну, не пустые, – мужчина понял, что явно погорячился. – Но все равно из-за «Газелей» план не делаем. Нам же подняли выручку до 1600 рублей за смену. Столько я должен отдать в контору. По 15 часов в сутки работаю, чтобы не оказаться в убытке.
– 15 часов? Это же незаконно!
– А что делать? – водитель «ПАЗика» растерялся и понял, что сболтнул лишнее. – Но вы про «Газели» все равно узнайте. – В трубке раздались телефонные гудки.
Домой решила ехать на трамвае. А вдруг за рулем «ПАЗика» окажется такой же 15-часовой водитель, смертельно уставший к концу рабочего дня?
Четверг
По утрам не хочется выходить из дома – знаешь, что предстоит битва за место в маршрутке и оттягиваешь этот момент. Глубокий вдох – вперед! Ничего не изменилось – на остановках так же многолюдно. О, радость, подходит полупустой «ЛиАЗ». Полная женщина поднимается в салон и вдруг падает. «Мужчина, не толкайте, – поворачивается она. – Все успеем зайти». Мужчина так не думает – даже не извинился, наоборот, бросился в атаку. «Разожралась, в автобус не помещаешься! – начал орать он на растерявшуюся женщину. – Дома сиди, корова!» У женщины на глаза навернулись слезы. Зато хам был доволен собой.
Пятница
Сегодня удалось выйти победителем из битвы за место в «Газели». Впервые за неделю не стою в транспорте! Никто не бьет локтем в бок, на ноги не наступают и не хамят. На работу пришла в благостном расположении духа. «Ненавижу всех! – влетела в кабинет беременная коллега. – Полчаса не могла уехать с Парковой, пришлось брать такси, чтобы добраться до центра. Конечно, я могла в «ПАЗик» забраться, только боюсь, там бы и родила от слишком тесного общения с пассажирами».
«Когда я смогу нормально уезжать с Северо-запада? – на работе появилась еще одна злая журналистка. – Все автобусы забились под завязку на конечной и проносятся мимо». «На КЗТЗ вообще транспортный коллапс!» – подала голос наша энциклопедически подкованная коллега. Маршрутный беспредел обсуждают везде: в фирмах, на заводах, предприятиях. Самые активные звонят в администрацию, пишут письма чиновникам. «Кому помешали «Газели»? – цитируем послание жителей микрорайона Волокно. – Раньше мы уезжали даже в часы пик. Да, приходилось ждать, но минут 15–20, не больше. Теперь даже в выходные дни добраться с окраины города в центр стало проблемой. Где разрекламированные «ПАЗики» и большие автобусы, куда они исчезают, особенно по вечерам?» «Жители улиц Кавказская, Институтская, Бугорская и многих других выражают бесконечную признательность администрации Курска за снятие маршрута «Троллейбусное депо–КЗТЗ», – сказано в другом письме, под которым подписалось 55 человек. – Благодаря тому, что мы вынуждены вставать в 5.30 утра и много ходить пешком, у нас, несомненно, улучшится здоровье, а длительные ожидания маршруток научат терпению и смирению. Замена компактных и быстрых «Газелей» на медлительные и неповоротливые автобусы адекватна и оправдана, так как куряне не нуждаются в комфортных условиях. Спартанские условия нас, безусловно, закалят и повысят шансы на выживание. Мы, жители микрорайона СХА, признательны за такую заботу, но все-таки просим вернуть маршрутки и впредь подобной заботы о нас не проявлять». Браво, жители Курска, лучше и не скажешь!
Марина ВЕБЕР