Подорожавшая «автогражданка»
На днях стоимость договора ОСАГО изменится. Для кого-то цена полиса вырастет, причем при определенных условиях более чем в два раза, а кто-то заплатит за страховку меньше.
Базовая ставка ОСАГО осталась прежней, но зато изменились коэффициенты, которые учитываются при расчете стоимости страхового полиса для конкретного водителя.
Постановление правительства предусматривает, что «автогражданка» подорожает для молодых и неопытных водителей, владельцев легковых автомобилей с двигателями мощностью до 70 лошадиных сил и для жителей ряда российских регионов. Зато владельцы «легковушек» с моторами мощнее 100 лошадиных сил благодаря новым тарифам, наоборот, смогут сэкономить.
Территориальный фактор
Территориальный коэффициент увеличен для тех регионов, в том числе и в нашем, где он имел минимально возможное значение 0,5. Отныне для Курской области он составляет 0,55.
Опыт – дело наживное
Еще сильнее «автогражданка» подорожает для начинающих водителей – со стажем менее трех лет. Стоит также отметить, что раньше «неопытными» считались водители со стажем менее двух лет.
Итак, при расчете стоимости полиса ОСАГО коэффициент для автомобилиста-новичка, не достигшего 22-летнего возраста, увеличился с 1,3 до 1,7.
На 0,3 увеличится также коэффициент для водителей старше 22 лет, чей стаж пока составляет менее трех лет (с 1,2 до 1,5), а для опытных водителей моложе 22 лет коэффициент вырастет с 1,15 до 1,3. Неизменной стоимость полиса ОСАГО останется только для опытных водителей, перешагнувших 22-летний рубеж.
Удар по малолитражкам
Постановление правительства позволило автостраховщикам увеличить понижающие коэффициенты (со значением меньше единицы), действующие сейчас для владельцев малолитражек.
Как показала практика, чаще всего страховщикам приходится расплачиваться за вину владельцев малолитражных автомобилей. Как бы парадоксально это ни звучало, но владельцы мощных машин реже попадают в аварии. Впрочем, здесь свою роль играет и количество мощных машин в стране. У нас больше половины автомобилей – это отечественные машины, мощность двигателя которых до 100 лошадей не дотягивает. Поэтому теперь владельцам маломощных машин придется платить за страховку больше, чем раньше.
Для довольно многочисленной группы автомобилей с небольшой кубатурой двигателя и мощностью от 50 до 70 лошадиных сил, куда попадают и «Матизы», и вазовская «классика», множитель для расчета полиса ОСАГО возрастет с 0,7 до 0,9. Для автомобилей мощностью менее 50 «лошадок» этот коэффициент увеличится с 0,5 до 0,6.
Одновременно с этим, коэффициенты для автомобилей с двигателями мощнее 100 лошадиных сил уменьшились, но совсем незначительно. Например, для моторов, попадающих в диапазон от 100 до 120 «лошадей», – множитель изменился с 1,3 на 1,2.
Подайте на пропитание
Стоит отметить, что страховщики добивались изменения действующих тарифов ОСАГО буквально с момента их принятия Правительством РФ в декабре 2005 года, регулярно жалуясь на растущую убыточность этого вида страховой деятельности.
Однако все пять лет действия закона об ОСАГО Российский союз автостраховщиков ежегодно отчитывался о полученной прибыли. Например, согласно последнему опубликованному на сайте этой организации годовому отчету, в 2007 году российские страховые компании, работающие на рынке «автогражданки», собрали 72,4 миллиарда рублей, а выплатили (в качестве страхового возмещения) всего 39,3 миллиарда рублей.
Новые коэффициенты, как отмечают сами страховщики, не повлекут за собой массовый рост стоимости полисов ОСАГО. Например, для жителей крупных городов, владеющих современными иномарками с моторами мощнее 100 лошадиных сил, страховка может даже подешеветь за счет снижения коэффициента «по мотору». А повышение множителя в отдельных областях члены РСА объясняют убыточностью ОСАГО в этих регионах для локальных страховщиков. Которые, в отличие от крупных страховых холдингов, не могут компенсировать свои убытки прибылью в «благополучных» городах.
Но и на этом РСА останавливаться не собирается. На прошлой неделе вице-президент ассоциации Андрей Батуркин заявил, что страховщики уже к лету 2009 года подготовят свои предложения по увеличению базовых тарифов ОСАГО и представят их на рассмотрение Минфина. Причем, как отметил Батуркин, если год назад страховщики предлагали увеличить базовую ставку на 22 процента, то теперь тарифы «придется менять более жестко». А это означает, что уже скоро полисы ОСАГО могут существенно подорожать не только для тех, кто ездит с наклейкой «чайник».
Кроме того, предлагается изменить ОСАГО и для общественного транспорта. По данным различных экспертных агентств, наибольший убыток страховщикам приносят таксисты, троллейбусы и трамваи. Для владельцев этой техники необходимо менять ставку базового тарифа. Предполагается, что уже в июне соответствующие обоснованные предложения поступят в Минфин на рассмотрение.
* * *
Посчитаем?
Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается при помощи умножения базового тарифа (1980 рублей для частных лиц) на страховые коэффициенты, которые зависят от возраста и стажа водителя, мощности автомобиля и региона, в котором преимущественно используется автомобиль.
Это означает, что если ваша машина зарегистрирована в Курске, но эксплуатируется в Москве, то необходимо использовать «московский» коэффициент, а не «курский».
Кроме того, есть еще коэффициенты, учитывающие, сколько человек допущено к управлению автомобилем, то, на сколько месяцев в году страхуется автомобиль, а также коэффициент «бонус-малус», с помощью которого страховщики поощряют безаварийную езду в течение страхового периода.
Таблицы страховых коэффициентов ОСАГО
Артем Бетев, Михаил Цымбал (auto.lenta.ru), Владимир Баршев, «РГ»