Бензин в Курской области: на каком топливе мы ездим
Странное потрескивание из проезжающей мимо машины часто режет слух даже пешеходу – это барахлит поршневая группа в моторе. Спустя месяц после покупки свеженьких иномарок в них все чаще загорается датчик «Неполадки двигателя». Виной всему – некачественный бензин.
Фильтры, клапаны и трубки
На курском форуме автомобилистов качество бензина – самая актуальная тема. «В один прекрасный день по пути на работу я как всегда заехала на АЗС, – переживает автоледи со стажем. – Заправлялась 95-м. По прошествии двух дней машина не завелась. Оттащили на сервис, пришлось снимать бак, прочищать фильтры, бензонасос, сливать то, что было в баке. Там оказалась жидкость маслянистой консистенции, похожая на бензин с примесью дизтоплива. Чек с последней заправки у меня сохранен. Я предъявила претензию АЗС, они, естественно, отрицают свою вину!»
Или другой случай: «Брат уехал в командировку, мотоцикл оставил стоять на месяц с полным баком, – делится переживаниями курянин. – Брат приехал, мотоцикл еле завёлся, не едет, через два километра заглох! Пришлось на эвакуаторе тащить к мастерам. Вердикт был шокирующим: в бензобаке и топливной системе обнаружили слой песка и всякой дряни! Топливный фильтр вообще забился напрочь (хотя в начале лета вся топливная система прочищалась и мылась). В общем, на какую заправку грешить, так и не можем вычислить».
С подобными ситуациями сталкивался каждый водитель. Кто-то отделывается легким испугом: после заправки машина не хочет ехать, но стоит залить бензин лучшего качества, и работа двигателя нормализуется. Менее везучим приходится ремонтировать или менять «движок»...
«Нужно заправляться на больших проверенных АЗС и просить сертификат качества, – заявляет на курском форуме пользователь, представившийся сотрудником заправки. – Если на вас смотрят как на идиота, уезжайте на другую станцию. Бензин – такой же продукт, как и все, имеет срок годности и степень качества. Правда, искать что-то стоящее придется долго. Бензин отвратительный почти везде, на внутренний рынок дают то, что не идет на экспорт, значит, брак, «некондиция». Весь нормальный бензин и газ уходят за границу». Далее следуют выводы: «Стране же нужно строить Олимпиаду в Сочи-2014 и проводить чемпионат по футболу...».
Как дешевое сделать дорогим?
Различие бензина – в октановых числах. Это условный показатель, который характеризует способность топлива обеспечивать бездетонационную работу двигателей с принудительным воспламенением. Чем больше октановое число, тем больше можно сжать рабочую смесь в цилиндре, не опасаясь самовоспламенения (детонации) и, следовательно, получить большую мощность двигателя и полное сгорание рабочей смеси. Поэтому при попытке залить низкооктановый бензин в двигатель, предназначенный для работы на АИ-95, начинается детонация – постепенное разрушение поверхности цилиндра мотора и всех его рабочих элементов. Как следствие – снижение ресурса и надежности двигателя, резкая потеря мощности. Так, на «правильном» бензине народный микроавтобус «Газель» пройдет 400 тысяч километров без капремонта «движка», а на некачественном – вдвое меньше...
В ремонтных мастерских поясняют: если регулярно заправлять машину бензином с заниженным октановым числом, это приведет к разрушению поршневой группы мотора. Двигатель, в котором регулярно используется низкооктановый бензин, может выйти из строя практически в любой момент при резком увеличении нагрузки.
Откуда берется некачественный бензин? Из вполне качественного, но низкооктанового. Ежегодно в России потребляют примерно на 5 миллионов тонн меньше бензина АИ-80, чем производят. Куда же исчезают эти 5 миллионов тонн? Из него при помощи примесей делают топливо АИ-92 и АИ-95! Причем делают, как говорят, не отходя от кассы – прямо на заправке. Доводят октановое число до необходимого значения присадками, не дающими детонировать низкосортному бензину, а не натуральными компонентами высокооктанового бензина.
Так, из 76-го или 80-го бензина «создают» 92-й, а из 92-го – 95-й. Цена топлива повышается, а если автомобиль «скушает» его быстро, то при редком использовании это почти не скажется на его «здоровье». Но чем новее машина, тем она чувствительнее к качеству бензина, а изменение октанового числа при значительном количестве присадок может быть слишком быстрым.
Бензин подделывают еще и на этапе сырья, добавляя присадки. Этот вариант опаснее предыдущего: качественный и количественный состав такого бензина еще более подвержен отклонениям от требований норм. Существуют и совершенно иные марки бензинов, которые не предусмотрены ГОСТом, но востребованы рынком: ББЦ (бензин для бытовых целей), абсорбент, олигомеризат, бензин вторичных процессов производства, БПЦ (бензин для промышленных целей) и некоторые другие. Как эти марки бензинов используют «пираты» в своих корыстных целях – покупателям остается лишь гадать.
Еще один важный факт: даже соответствующий ГОСТу бензин подвержен изменениям. При длительном хранении его качество снижается: слегка уменьшается октановое число и возрастает количество смол. Последние оседают на различных деталях, что нарушает нормальную работу автомобиля, ускоряя его износ.
«В качестве основы может использоваться и газолин, отделяемый от бензина при перегонке, – рассказывает руководитель одного из автотранспортных предприятий региона. – Он стоит в среднем в 3 раза дешевле самого дешевого бензина. Такое топливо, имеющее характерный резкий запах, легко испаряется – исчезает само по себе из бензобака. В Курск его везут в основном из Астрахани».
Где искать правду?
Если после заправки машина «чихает», плохо разгоняется или вовсе отказывается ехать, наверняка, это связано с некачественным топливом. Конечно, можно ругаться, предъявлять претензии к сотрудникам АЗС, ее руководству... Но вряд ли ваши гневные речи будут кем-то услышаны. Нужно делать официальную экспертизу топлива, после чего – писать заявление в суд.
– Хорошо, если у вас сохранился чек о покупке бензина и свидетели факта, что вы нигде после этого не заправлялись, – говорят юристы. – Вы могли расплатиться пластиковой картой – данные о перечислении средств сохранились в банке. Сразу же после «инцидента» купите канистру, залейте в нее бензин из той же колонки, где заправляли свой автомобиль, – это для экспертизы. Нужно также попросить в автосервисе акт, из которого следует, что порча двигателя произошла из-за некачественного бензина. Когда экспертиза проведена (как автомобиля на предмет причины поломки, так и бензина на предмет качества), смело предъявляйте претензию руководству АЗС с требованием возмещения убытков, компенсации морального вреда. Не удается решить вопрос полюбовно? Обращайтесь в суд – там помогут причинно связать порчу двигателя из-за некачественного бензина и покупку бензина на данной АЗС.
В Курске мы обнаружили три организации, готовые взять на экспертизу топливо. АНО «ЦентрЭкспертиза» принимает бензин и отправляет на исследование в Москву. Испытательная лаборатория нефтепродуктов при ООО «Курскоблнефтепродукт» занимается проверкой качества топлива на собственных АЗС (ТНК), также принимает заказы на исследование от частных и юридических лиц. ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Курской области» также проводит оценку качества бензинов по заявлениям граждан. Цена вопроса – от 3,5 до 25 тысяч рублей (зависит от сложности экспертизы и типа топлива).
– Подобные обращения от курян поступают не часто, раза два в год, – говорят в лаборатории ФБУ «Курский ЦСМ». – Люди сталкиваются с поломками, ремонтируют за свой счет. Не у всех хватает сил и времени на сбор документов, заказ экспертиз. В основом к нам приходят люди дотошные – те, кто всегда хранит чеки, из года в год заправляется на одной АЗС, и тут ни с того, ни с сего – поломка. Либо обладатели дорогих автомобилей. Ведь в иномарках среднего класса ремонт двигателя обходится в четверть стоимости всего авто.
Не так давно был случай: «Курский ЦСМ» в плановом порядке проверял одну из топливных компаний. Продавцов уличили в реализации некачественного топлива, они, в свою очередь, отказывались это признавать. «Во время судебного дела на компанию был направлен еще один иск – уже от частного лица, – говорят специалисты. – У человека «полетел» двигатель на иномарке, он заправился как раз на АЗС той же компании. Для суда это был веский аргумент. В итоге компания получила штраф за «разбавленный» бензин. А мужчина отсудил у них тысяч 30 только за моральный ущерб!»
Между прочим, раньше проверки качества бензина и дизельного топлива проводились в Курской области постоянно. ЦМТУ «Ростехрегулирование» давало план, по которому Центр стандартизации, метрологии и испытаний «пробовал» топливо на каждой из заправок региона 1-2 раза в месяц. Несколько лет назад такую практику прекратили по решению руководства области... Теперь «Курский ЦСМ» проверяет заправки редко и избирательно. К тому же для нефтетрейдеров предусмотрены символические наказания. Например, штраф за «разбодяженный» бензин для физлиц составляет от 2 до 4 тысяч рублей, для юридических – от 20 до 40 тысяч. Между тем, в соседних Белгороде и Орле качество топлива по-прежнему под пристальным контролем.
По опыту специалистов: наличие на Курских АЗС сертификата соответствия и паспорта качества на бензин не гарантирует в действительности его высокого качества. Потому как невозможно установить, какая партия бензина в данный момент продается – сертифицированная или нет.
Как же все-таки быть: заправляться и гробить двигатель? Автолюбители старшего поколения, в былые времена вдоволь покопавшиеся в шедеврах советского, а потом уже и российского автопрома, не унывают и сегодня. Самостоятельное использование модификатора бензина или качественных, фирменных добавок улучшает работу двигателя, существенно снижая расход топлива. Стоимость присадок – около 200 рублей на 70 литров бензина. Рекомендация актуальна как для российских, так и для заграничных авто.
Наталья ДАВЫДОВА
Вверх▲
Отзывы читателей (2)
Написать отзыв▼
Вик
12 августа 2011, 17:15Русский народный спорт-обман, разводилово, обувалово, дурилово !
Аня
15 августа 2011, 01:56город: КурскПричем сами себя дурим
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 32 (878) от 9 августа 2011 года
«Ремотделка» — курская «Школа ремонта». Мастер класс от Студии Марат Ка
Дикий Интернет Курска: Домашняя сеть «KurskOnline» подверглась «атаке» злоумышленников
Центр снижения веса «Доктор Борменталь» в Курске: Ваша стройность – наша профессия!