История курских мостов
Наш город с момента основания стоял на двух реках, которым во множестве сопутствуют протоки, речушки и ручьи. Отсюда изобилие самых разных мостов. Понятно, почему императрица Екатерина II, любуясь панорамой древнего города, сравнила его с Венецией.
Письменный источник начала XIX века сообщает: «Курск разделяется рекой Тускарью и речкой Куром на четыре части: Городскую, Закурную, слободу Стрелецкую, слободы Пушкарную и Казачью, которые соединяются сделанными на сваях мостами». Ямская не упоминается, поскольку уже в те времена она имела самостоятельный статус.
Самым старым с давних времен и наиболее востребованным считался узкий деревянный мост через Кур на Белогородской дороге – так величали транспортную артерию, которая позже получит название Херсонской улицы, а в новейшей истории улицы Дзержинского. Располагался мост неподалеку от Покровского (в наши времена – Центрального) рынка. Позже, в первой четверти XIX века, его заменили широким сводчатым мостом, сооруженным из камня, и назвали соответственно – Каменный. Мост был снабжен деревянным затвором, который, как правило, поднимали лишь наполовину – для формирования чуть выше по течению небольшого пруда.
К слову, Каменный мост успешно служит городу и сегодня – под землей. Это самый древний «работающий» мост не только в Курске, но и по всему Черноземью.
Кроме Каменного, на Куре было еще несколько мостов: Мурановский (позже Дерюгинский) – на нынешней улице Сонина; Богдановский – неподалеку от городского вокзала Курск-2; Покровский – возле храма того же имени; Самаринский – в нижней части улицы Солдатской (Суворовской).
Много мостов насчитывалось и на Тускари. Самый крупный из них – Арочный, или Тускарный (балочный, деревянный, по системе инженера Лембке, очень распространенной тогда в России) – находился там, где ныне расположен Кировский. Он связывал город с Ямской слободой и железнодорожным вокзалом Курск-Ямская. Мост начали строить в 1910-м – прежний простоял к тому времени свыше сорока лет. Длина Арочного–Тускарного составляла 105 метров при ширине 8,5 метра. Строительство было завершено уже в 1911-м.
В 1929 году в «Курсккоммунстрое» был разработан проект железобетонного моста, который предполагалось соорудить рядом с Кировским (несколько выше по течению реки). Старый деревянный было решено оставить для гужевого транспорта, а по новому проложить трамвайные пути. Но проект не был осуществлен
Мост постройки 1911 года был взорван в ноябре 1941-го отступавшими частями Красной Армии. Оккупанты переправу восстановили. При своем отступлении из Курска фашисты в 1943 году подорвали его вновь... Но наши саперы с ремонтом справились быстро.
В 1954 году началась подготовка к строительству нового железобетонного Кировского моста. Одной из его основных функций было сгладить крутизну улицы Перекальского, сделав ее уклон к реке более безопасным. Куряне до сих пор помнят трагический случай, произошедший в 1947 году (накануне праздника 30-летия революции). У трамвая отказали тормоза, он помчался с крутой горы, выскочил на деревянный мост, снес легкие перила и упал в воду.
Новый мост возводили быстро – в любую погоду, днем и ночью. На сами опоры и проезжую часть парапета потребовалось около 5000 кубометров железобетонных конструкций. Было смонтировано 800 тонн металлоконструкций. В связи с более высоким расположением моста по сравнению с предыдущим менялся и профиль сопрягаемых с мостом улиц. Это потребовало перемещения около 140 тысяч кубометров грунта.
4 ноября 1955 года мост торжественно открыли – ровно через 8 лет после описанной выше аварии. В 2011 году рядом с ним был сооружен параллельный мост.
В самый раз вспомнить, что на Тускари, чуть ниже Кировского моста когда-то находился довольно обширный остров, через который горожане перекинули пешеходно-гужевые мостики и активно ими пользовались. Но остров смыли земснарядами к 1955 году в момент строительства нового моста, как того требовали технические нормативы – чтобы не мешал ледоходу.
К слову, строительство моста, параллельного тому, что построили в 1955 году, было предусмотрено и в нескольких послевоенных генпланах Курска. При этом движение со стороны Ямской слободы в сторону центра предусматривалось после моста по дну распадка-оврага, а потом по тоннелю-путепроводу – до площади перед хлебозаводом.
И снова Тускарь Бурнашевский мост соединял берега этой реки в районе старинной торговой площади, названной, как и сам мост, по имени Степана Бурнашева – одного из первых губернаторов Курска, дипломата, писателя и картографа, чье поместье в начале XIX века располагалось неподалеку.
Мост соединял Авраамовскую и Раздельную улицы (ныне Добролюбова и Малых). Он был взорван в ночь на 2 ноября 1941 года при отступлении Красной Армии. Восстановлен немцами (строили советские пленные) тоже в дереве, но уже в другой конструкции, которая выдерживала даже средние танки. В 1956-м вместо деревянного моста возвели железобетонный.
Еще в XIX веке в связи с прокладкой железной дороги в сторону Киева над рекой Сейм построили крупный металлический мост, прозванный горожанами Киевским. Когда в 1878 году проложили железнодорожную ветку к городской станции Курск-2, строители возвели сразу три моста – через протоки Кривец и Ровец, а также через Тускарь. Эти мосты существуют и поныне, нося названия своих проток и рек. Рядом с Кривецким мостом в 1960-х соорудили большой бетонный мост объездной дороги через Стрелецкую слободу.
В XIX веке в конце улицы Веселой (ныне улица Кати Зеленко) через Тускарь перекинули Звонский мост – по имени соседствующего Звонского рва. Церковный мост располагался недалеко от нынешнего Первомайского парка, напротив Николаевской церкви в Стрелецкой слободе. В связи со строительством в конце Первышевской улицы (теперь Уфимцева) на берегу Тускари у большого пивомедоваренного завода возник еще один мост – Вильмовский (по фамилии владельца завода Людвига Вильма). Через Тускарь также перебросили несколько легких пешеходных мостков без названий.
До реконструкции Курска по планировке 1782 года на Красной площади (ее тогда величали проще – Торг) стояла Пятницкая церковь, от которой можно было спуститься по вектору нынешней улицы Марата к мосту через Тускарь, стоявшему на месте более позднего Церковного и называвшемуся тогда Пятницким.
Первый мост через Сейм – в том месте, где ныне начинается проспект Кулакова, был плавучим. Постоянный деревянный мост там возвели к весне 1902-го вместо старой паромной переправы. В 1928-м начали сооружать большой металлический, который немцы разбомбили в 1943 году. Восстановили его лишь в феврале 1947-го.
Надо сказать, что мосты перебрасывались не только через реки и ручьи. Скажем, на юго-западной окраине старого Курска, в одной версте за Херсонскими воротами, через ложбину был переброшен Чертов мост. Теперь только в пору сильного ливня, когда потоки дождевой воды заливают улицу Энгельса, можно обнаружить это место. Курский историк А. А. Танков писал: «...Вскоре я перешел крошечный, так называемый «Чертов мост» через пересыхающий летом ручей. Замечательно, что свое имя этот мост получил не от «духа мрака и злобы», а от слова «черта»: здесь когда-то пролегала городская черта, которая и дала мосту своеобразное название».
P. S. В самый раз вспомнить, что одним из ведущих теоретиков российского мостостроения был Дмитрий Журавский – уроженец слободы Белой Суджанского уезда Курской губернии. Крупный ученый, инженер, создатель теории расчета в мостостроении. Его методиками и формулами пользуются до сих пор.
Виктор КРЮКОВ, фотографии из коллекции автора
Вверх▲
Отзывы читателей (0)
Написать отзыв▼
Архив рубрики / Другие статьи этого номера 45 (1464) от 8 ноября 2022 года
Прекращено дело курского школьника, убившего мать блином от штанги
В Швейцарии создали съедобный беспилотник для спасения жизней