Как избежать перегрева двигателя
Многие водители смотрят в поездке только на спидометр, не обращая внимания на указатель температуры охлаждающей жидкости. Поэтому о случившемся перегреве они узнают уже по клубам пара из-под капота. Как правило, это означает перспективу серьезного ремонта. Тем не менее к перегреву исправного двигателя приводят, как правило, «мелочи» – детали копеечной стоимости и элементарно заменяемые. Главное – вовремя заметить.
Вентилятор и все-все-все
Одной из причин перегрева может оказаться вентилятор. Сам по себе он достаточно надежен и ломается редко, чего нельзя сказать о системе его управления – температурном датчике и реле.
Схема работы вентилятора проста: как только температура охлаждающей жидкости поднимается до определенной отметки, омываемый ею датчик замыкается и через управляющее реле включает вентилятор. Если же этого не происходит, то диагностику начинайте с предохранителя. Иногда из-за плохой посадки в гнезде он просто «не контачит», и бывает достаточно его пошевелить или подогнуть контактные лепестки. Если же предохранитель перегорел, выход очевиден – замена.
Следующий этап – проверка температурного датчика. Отсоедините от него провода и замкните между собой, после чего включите зажигание. Если вентилятор закрутился, значит сенсор неисправен. Починить его нельзя, но можно ехать дальше, оставив провода замкнутыми, а вентилятор работающим непрерывно.
Если замыкание проводов датчика не помогло, остается исключить из схемы реле: вынуть его из предохранительной коробки, заменить куском проволоки, перемкнув гнезда управляющих контактов. Их легко определить по схеме, изображенной на крышке блока.
Не заработало? Тогда остается проверить наличие питания на моторе вентилятора при помощи обыкновенной лампочки с проводками. Если питания нет (лампочка не горит при включенном зажигании), то дело в проводе – пропал контакт. Самым рациональным в такой ситуации будет, использовав кусок провода, подать питание на вентилятор непосредственно с аккумулятора.
Если же напряжение на вентиляторе есть, но он все равно не вращается – электромотор вышел из строя. В этом случае можно осторожно продолжать движение, но главным прибором для вас становится указатель температуры. Чуть стрелка приблизилась к красной зоне – останавливайтесь, открывайте капот и остужайте двигатель. Главное – дотянуть до автосервиса.
Термостат
Его иногда заклинивает в закрытом положении, и охлаждающая жидкость циркулирует по «малому кругу», в обход радиатора. Убедиться в этом несложно – поднимите капот и попробуйте на ощупь радиатор. Мотор горячий, радиатор холодный – термостат закрыт. Иногда бывает достаточно постучать чем-нибудь по корпусу термостата, чтобы он открылся.
Если не поможет, термостат придется снять, любым подходящим инструментом выломать всю начинку и поставить его на место. Двигатель станет долго прогреваться, но ездить так можно (особенно летом). Случается, что термостат заклинивает в полуоткрытом состоянии, поток жидкости через радиатор ослаблен, и часть ее продолжает циркулировать по «малому кругу». Если вы уверены в диагнозе, смело ломайте термостат, а если нет, включайте печку на максимум, открывайте окна и потихоньку езжайте в ремонт. Как правило, производительности печки хватает, чтобы не перегреть мотор окончательно.